Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусстваСтраница 15
Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются внутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее значение семьи очевидно. Однако не все современные семьи обращают внимание на эстетическое развитие своего ребенка. В таких семьях довольно редко происходят разговоры о красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах в театр, музей не может быть и речи. Классный учитель должен помочь таким детям, постараться восполнить недостаток эмоционального опыта, особой заботой в классном коллективе. Задачей классного руководителя является проведение бесед, лекции с родителями по эстетическому воспитанию подрастающего поколения.
Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически воспитывать: «в любом предмете есть более или менее эстетический элемент» (16; 56). Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников. «Многие естественнонаучные понятия (гармония, пропорция, мера симметрия и другие) имеют непосредственное эстетическое содержание. Можно рассматривать пропорциональность различных прямоугольников, гармонические колебания, формы кристаллов, типы математических доказательств, физические, химические и математические формулы, - во всех этих случаях можно обнаружить красоту и гармонию, то есть проявление эстетического» (17; 202). Кроме того, опытные педагоги отмечают, что «объяснение нового естественнонаучного термина и одновременное определение в нем эстетического элемента является одним из способов развития познавательной активности школьников. Процесс обучения приобретает для школьников привлекательные черты, абстрактный научный термин становится понятным. Все это способствует развитию интереса к самому предмету» (17; 202).
Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности. Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С. Макаренко и С.Т. Шацкому. В организованных ими воспитательных учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в изокружках и студиях, проявляли себя в различных видах литературного творчества. Все это служило действенным стимулом развития лучших черт и качеств личности.
Таким образом, средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны начиная от предметов естественно-математического цикла в школе и заканчивая «шнурками на ботинках». Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. В этом смысле к важным источникам эстетического опыта детей относится и искусство, так как: "Искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании" (15; 14). В связи с этими словами Б.М. Неменского и избранной темой курсовой работы, проблеме эстетического воспитания средствами искусства следует отвести отдельный параграф.
ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЮЗ Германии (ХДС) , ведущая политическая партия, оформилась в 1950. Образует в бундестаге единую с Христианско-социальным союзом фракцию.
ЖАБОТИНСКИЙ Леонид Иванович (р . 28 января 1938, село Успенка Краснопольского района Сумской области), украинский спортсмен (тяжелая атлетика); заслуженный мастер спорта (1964). Двухкратный чемпион Олимпийских игр (1964, 1968) в тяжелом весе; чемпион мира (1964-66, 1968), Европы (1966, 1968), СССР (1964-69). Рекордсмен мира (1963-70). Разносторонний атлет Юность провел в Харькове. Увлекался боксом, борьбой, легкой атлетикой, в 19 лет стал мастером спорта по толканию ядра и бронзовым призером чемпионата Украины. После окончания 7 классов работал на Харьковском тракторном заводе, занимался в секции тяжелой атлетики под руководством тренера М. П. Светличного. Дебютировал в чемпионате Украины (1957) и, набрав в сумме троеборья (рывок, толчок, жим) 415 кг, занял третье место. В 1957 поступил в Харьковский педагогический институт (окончил в 1964). Противоборство На первенстве СССР в Днепропетровске (1961) впервые набрал в троеборье 500 кг и занял второе место в тяжелом весе. Вскоре стал основным конкурентом олимпийского чемпиона и мирового рекордсмена Ю. Власова. В 1963 установил первый мировой рекорд (в рывке 165 кг), вошел в состав сборной СССР и стал третьим призером чемпионата мира в Стокгольме. На Олимпийских играх в Токио (1964), в острейшем соперничестве с Власовым (японские газеты писали: "Кто не видел поединка Власова и Жаботинского - не видел Олимпиады") установил олимпийские рекорды в сумме троеборья (517,5 кг) и рывке (167,5), мировой рекорд в толчке (217,5 кг) и, опередив конкурента на 2,5 кг, стал чемпионом. Через четыре года в Мехико (1968) вновь не имел себе равных (в отсутствии Власова), опередив серебряного призера в сумме троеборья на 17,5 кг. Последние рекорды После четырехлетнего перерыва (1969-73), перенеся тяжелую болезнь и операцию, сумел вернуться в "большой спорт". В 1973 выиграл Кубок СССР и установил мировой рекорд (рывок, 183,5 кг). Последний свой мировой рекорд установил в 1974 на чемпионате Вооруженных сил (рывок, 185,5 кг). Несколько лет был тренером сборной Вооруженных сил. В 1987-91 работал военным советником на Мадагаскаре. В 1991 уволился в запас в чине полковника.
НОВИКОВ-ПРИБОЙ (наст . фам. Новиков) Алексей Силыч (1877-1944), русский писатель. В рассказах и повестях ("Ухабы", 1927) изображение матросской массы до и в ходе Октябрьской революции. Историческая эпопея "Цусима" (1932-35) о походе и гибели русской эскадры в русско-японской войне 1904-05. Государственная премия СССР (1941)