Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства
Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства
Страница 18

"Живопись обращена к нашему чувству формы и цвета. Созерцая живописное полотно, скажем "Сикстинскую мадонну" Рафаэля, мы не только замечаем общий колорит, распределение цвета, гармонию тонов, их взаимную уравновешенность, но следим за композицией, расположением фигур, точностью и выразительностью рисунка. Все это вместе дает нам реальную возможность приблизиться к постижению смысла картины, творческому сопереживанию. Мы замечаем, что во всей фигуре мадонны есть какая-то тревога, что взгляд ее трудно уловим, что младенец серьезен. Мадонна как будто стоит на месте и идет вперед. И все-таки композиция картины гармонично уравновешенна, сохранено ощущение гармонии человека с миром и представление о человеке как центре природы. И мы понимаем, что перед нами одно из самых глубоких и прекрасных воплощений темы материнства. А тревога угадываемая нами воспринимается как предчувствие будущей трагической судьбы сына, которого мадонна несет в жертву людям… В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, вместе с тем ощущение того, что сын ее принадлежит только ей…" (20; 125).

Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства. Эти положения хорошо выделены в трудах А.И. Бурова. «Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть доступны человеку, но они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств. Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более или менее равномерно».

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20 21 22

ОНЕТТИ (Onetti) Хуан Карлос (р . 1909), уругвайский писатель. Психологические романы "Ничейная земля" (1941), "Верфь" (1961), "Хунтакадаверес" (1964); в повестях и рассказах - экзистенциальный мотив одиночества человека в мире.

ГОТЛАНД (Gotland) , остров в Балтийском м., наибольший в Швеции. 2960 км2. Население 58 тыс. человек (1993). Высота до 83 м. Поверхность - плато с обрывистыми берегами, сложенное известняками и песчаниками, развит карст. Хвойные и широколиственные леса, торфяники. Земледелие, овцеводство. Разработка известняка. Главный город - Висбю.

УЖУР , город (с 1953) в Российской Федерации, Красноярский кр. Железнодорожная станция. 29,2 тыс. жителей (1993). Мясокомбинат, рыбозавод, молочный завод. Близ Ужура - курорт Учум.