Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства
Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства
Страница 16

Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания

В этой главе мы рассмотрим особенности искусства, как средства эстетического воспитания младшего школьника. Для этого раскроем эстетическую сущность искусства и особенности его восприятия детьми.

§1. Эстетическая сущность искусства

В первом параграфе второй главы мы считаем необходимым раскрыть эстетическую сущность искусства, для того чтобы выяснить действительно ли искусство играет ведущую роль в эстетическом воспитании как утверждает Б.М. Неменский.

Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство" (28; 75). В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. "В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы" (21; 142). Искусство дает огромный материал для познания жизни. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни» (13; 103).

В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает. Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Б.М. Неменский так описал это явление: "И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, "художником", переживая жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение".

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20

ДОНЕЦКИЙ УГОЛЬНЫЙ БАССЕЙН (Донбасс) , основная топливно-энергетическая база центрального и южного районов Украины (Днепропетровская, Донецкая, Луганская области) и Российской Федерации (Ростовская обл.). Открыт в 20-х гг. 18 в.; промышленное освоение с кон. 19 в. Площадь ок. 60 тыс. км2. Суммарные запасы до глубины 1800 м - 140,8 млрд. т. В угленосной толще каменноугольного возраста до 300 пластов; средняя мощность рабочих пластов 0,6-1,2 м. Угли каменные марок Д - Т (78%), антрациты (22%). Теплота сгорания 21,2-26,1 МДж/кг. Основные центры добычи - Донецк, Макеевка, Лисичанск, Горловка и др.

ЛУЧИСТЫЙ ТЕПЛООБМЕН , то же, что радиационный теплообмен.

БИРМАН Серафима Германовна (1890-1976) , актриса и режиссер, народная артистка России (1946). С 1911 в Московском Художественном театре, затем в Московском Художественном Академическом театре 2-м, в 1938-58 в Московском театре им. Ленинского комсомола, с 1959 в Театре им. Моссовета. Снималась в фильмах "Иван Грозный" и др. Государственная премия СССР (1946).