Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства
Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства
Страница 8

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б. Лихачева, является основой эстетического чувства. Оно представляет собой "социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету" (13; 20). В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех. Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой "устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания" (13; 20).

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. "Эстетический идеал -представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира" (17; 12). То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Н.А. Кушаев отмечает, что для школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. "Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал" (17; 12). Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка, недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ГЛАЗУНОВ Илья Сергеевич (р . 1930), российский живописец и график, народный художник СССР (1980). Портретист, автор цикла многофигурных масштабных полотен (1970-90-е гг.), в которых воплощает собственную концепцию самобытного исторического пути России ("Мистерия XX века", "Вечная Русь", "Моя жизнь"), сценограф (оформление оперы "Сказание о граде Китеже" Н. А. Римского-Корсакова в Большом театре, 1983). Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества (с 1989).

ДИФФЕРЕНТ (от лат . differens - разница), разница в осадке (углублении) судна носом и кормой.

ИМАНОВ Амангельды , см. Амангельды Иманов.