Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусстваСтраница 7
Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.
Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме.
Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д.Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение (13; 51). Эстетическое суждение выделяет также и профессор, доктор философских наук Г.З. Апресян (3; 26). О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее.
Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие. Восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Д.Б. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: "способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства" (13; 51). Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру.
ХОЛЬБЕРГ (Holberg) Людвиг (1684-1754) , датский драматург, историк, философ. Крупный деятель скандинавского Просвещения. Комедии "Йеппе с горы" (1722), "Эразмус Монтанус" (1723), ироикомическая поэма "Педер Порс" (1719-20), сатира "Подземное странствие Николая Клима" (1741), басни.
ШТАЙГЕР (Staiger) Эмиль (1908-87) , швейцарский теоретик литературы (писал на немецком языке). Зачинатель т. н. школы интерпретации, родственной "новой критике". В основе метода Штайгера - постижение (преимущественно интуитивное) и истолкование произведения как "автономного", не зависящего от социальных, исторических и биографических условий явления ("Время как воображение поэта", 1939; "Искусство интерпретации", 1955; "Фридрих Шиллер", 1967).
СПИРАЛЬНАЯ КАМЕРА , стальная или бетонная камера для равномерного поступления воды (из напорного водовода) по всему периметру направляющего аппарата гидротурбины. Почти полностью охватывает статор гидротурбины; равномерно сужается по ходу потока.