Урок как основная форма обучения в школе
Урок как основная форма обучения в школе
Страница 5

Рассмотрение структуры уроков разных типов свидетельст­вует о том, что в тесной связи с постановкой основной дидакти­ческой цели создается структура урока. Она всегда целесообраз­на, никогда не может и не должна быть постоянной, превращаю­щейся в шаблон.

Следует отдельно сказать о первых уроках в 1 классе. Это особые уроки, их нельзя «подвести» ни под один из указанных типов уроков.

Особенность построения первых уроков обусловлена своеобра­зием задач, которые ставятся и решаются на этих уроках. Основ­ные задачи первых уроков: познакомить детей с классной обстановкой, учебными принадлежностями и пособиями, правилами поведения в классе и на перемене; подготовить их в организа­ционном отношении — научить слушать учителя и своих товари­щей, отвечать на вопросы учителя, понимать, что вопрос, обра­щенный ко всему классу, относится к каждому ученику; при­учить детей пользоваться книгой и учебными принадлежностями; выявить знания, умения и навыки детей.

Наряду с указанными специфическими задачами первых уро­ков на них решаются и специальные дидактические задачи: на­учить считать предметы, познакомить с цифрами, буквами и зву­ками и т. д.

Нестандартные уроки. В последнее время во многих публикациях в научно-педагогических журналах, а также среди учителей приобрело распространение понятия так называемого «нестандартного урока», к которому относят «уроки-суды», «уроки-форумы», «уроки-диспуты», «уроки-диалоги», «уроки пресс-конференции», «уроки-концерты» и тому подобное. Возникает природный вопрос: что же представляют собой названные и не названные нестандартные занятия - родившиеся в коллективном поиске новые типы урока, новые формы обучения?

Если их проанализировать с точки зрения характеристических признаков формы, то нетрудно заметить, что среди них нет ни одного, который нельзя было бы отнести к уроку определенного типа или к иной известной форме учебного занятия. Возьмем для примера один из вариантов «урока-суда» (Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР 1988. -№ 3. —с. 15). На судебном заседании, участниками которого являются ученики класса с наперед определенными ролями (подсудимый, прокурор, адвокат, свидетели, публика), рассматривается дело Дмитрия Старцева. Роль судьи выполняет учитель. Эта роль дает ему возможность направлять ход занятия в нужном направлении. Участники соответственно своим ролям оправдывают или осуждают конкретные действия Дмитрия Старцева. Итоги слушания дела подводит суд. В конце концов, суд выносит решение: признать Старцева виновным в том, что он превратился в мещанина.

Это занятие проведено в форме дидактической игры, а точнее - ролевой дидактической игры, поскольку она отвечает основным характеристикам такого типа занятия. К ролевым дидактическим играм, как правило, могут быть отнесены упоминавшиеся уже «пресс-конференции».

Последнее время много говорят и пишут об интегральных уроках.

Изучение различных объектов может осуществляться по крайней мере двумя способами. Один из них состоит в том, что учитель, раскрывая содержание учебного материала своего предмета, привлекает соответствующие сведения с иных дисциплин, использует знание учеников, приобретенные ими на других уроках, реализуя межпредметные связи. Во многих случаях такой подход себя оправдывает. Тем не менее бывают такие ситуации, когда реализация межпредметных связей одним учителем затруднена. Это, в частности, случается тогда, когда учителю приходится раскрывать те стороны многоплановых объектов, которые не входят в содержание его предмета, но без чего целостное представление об объекте изучения сформировать нельзя. Например, учителю биологии непросто квалифицировано раскрыть химизм обмена веществ и преобразования энергии в клетке, а без этого нельзя объективно объяснить биологический механизм этого явления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

ЧУМИЗА , однолетнее травянистое растение семейства злаков. Зерновая и кормовая культура. Наибольшие площади в Азии и Африке. Урожайность зеленой массы 250-300 ц с 1 га, зерна до 30 ц.

ХИМИЧЕСКОЕ ОСАЖДЕНИЕ ИЗ ГАЗОВОЙ ФАЗЫ , получение твердых веществ с помощью химических реакций, в которых участвуют газообразные реагенты. Используют для получения текстурированных покрытий, монокристаллов, эпитаксиальных и монокристаллических пленок (напр., в планарной технологии), нитевидных монокристаллов ("усов"), барьерных слоев (предотвращающих разрушение покрытий на соплах ракет), при изготовлении различных изделий сложной конфигурации и др.

УРЕМА (тюрк .), лиственные леса (тополь, ива, черемуха, вяз и др.) в поймах крупных рек.