Урок как основная форма обучения в школе Урок как основная форма обучения в школеСтраница 1
Общее понятие об уроке. Существует много форм организации учебного процесса. Каждая из них имеет свои отличительные особенности, и вместе с тем все они связаны между собой классно-урочной системой обучения, основоположником которой является Я. А. Коменский.
При классно-урочной системе учебная работа ведется по классам с постоянным составом учащихся, в определенные часы, поурочно, по разным учебным предметам. Эта система обучения в основных ее чертах в настоящее время принята как в украинской школе, так и в школах других стран.
Каждый урок представляет собой по содержанию часть учебного курса по тому или иному учебному предмету и имеет определенную дидактическую цель, которая обусловлена местом данного урока в учебном курсе, разделе, теме по тому или иному учебному предмету. При классно-урочной системе обучения учебная работа проводится со всеми учащимися одновременно. Она может носить общеклассный, групповой или индивидуальный характер.
Клаcсно-урочная система, принятая в украинской школе, позволяет: 1) равномерно распределять изучение учебного курса по тому или иному предмету на определенные части—уроки, которые в строгой логической последовательности следуют друг за другом по расписанию в рамках точно отведенного учебного времени; 2) планомерно осуществлять руководящую роль учителя в образовании, воспитании и развитии учащихся; 3) организовать учебную работу с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями, навыками в их единстве с формированием личности; 4) чередовать труд и отдых учащихся и тем самым содействовать внесению определенной четкости в работу школы; 5) формировать коллективистические отношения.
Вместе с тем классно-урочной системе присущи и некоторые недостатки, в частности равнение на уроке на некоего «среднего ученика». От этого страдают сильные и слабые ученики. Первые вынуждены «топтаться на месте», они не могут в полной мере использовать свои силы и возможности; вторые не поспевают за своими товарищами, начинают отставать в учебе, подчас становятся неуспевающими и второгодниками. Устранение указанного недостатка — задача первостепенной важности в условиях всеобщего среднего образования.
Типы и структура уроков. Термин структура латинского происхождения, он означает взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение.
Структура урока, т. е. взаиморасположение его составных частей, зависит от того, какое место он занимает в общей системе уроков по теме курса. Каждый урок представляет собой организационно, логически и психологически законченное целое.
Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что урок начинается и заканчивается в строго определенное время, ученики и учитель готовы к уроку, на всем его протяжении учеников умело, организуют на работу, время распределено четко и рационально.
Логическая целостность находит свое выражение в определенном содержании урока, расчлененном на отдельные вопросы, раскрывающие план темы, ее логическую структуру.
ЦАРИЦЫНО , дворцово-парковый ансамбль (с 1960 в черте Москвы). Строился (1776-85) В. И. Баженовым в архитектурных формах, основанных на переработке мотивов древнерусского зодчества и готики (Оперный дом, Хлебный дом, мосты, ворота). Главный дворец в 1786 снесен, заново построен архитектором М. Ф. Казаковым (не закончен). В пейзажном парке павильоны в формах классицизма; пруды.
ШАРИФУДДИН (Sjarifuddin) Амир (1907-1948) , премьер-министр Индонезии в июле 1947 - январе 1948. Председатель и вице-председатель Социалистической партии в 1945-48. После Мадиунских событий расстрелян по приказу властей.
ЮЭ (Huet) Пьер-Даниэль (1630-1721) , французский писатель. Автор "Трактата о возникновении романов" (1666).