Урок как основная форма обучения в школе
Урок как основная форма обучения в школе
Страница 1

Общее понятие об уроке. Существует много форм организации учебного процесса. Каждая из них имеет свои отличительные особенности, и вместе с тем все они связаны между собой классно-урочной системой обучения, основоположником которой является Я. А. Коменский.

При классно-урочной системе учебная работа ведется по классам с по­стоянным составом учащихся, в определенные часы, поурочно, по разным учебным предметам. Эта система обучения в основ­ных ее чертах в настоящее время принята как в украинской шко­ле, так и в школах других стран.

Каждый урок представляет собой по содержанию часть учебного курса по тому или иному учебному предмету и имеет определенную дидактическую цель, которая обусловлена местом данного урока в учебном курсе, разделе, теме по тому или иному учебному предмету. При классно-урочной системе обуче­ния учебная работа проводится со всеми учащимися одновремен­но. Она может носить общеклассный, групповой или индивиду­альный характер.

Клаcсно-урочная система, принятая в украинской школе, поз­воляет: 1) равномерно распределять изучение учебного курса по тому или иному предмету на определенные части—уроки, кото­рые в строгой логической последовательности следуют друг за другом по расписанию в рамках точно отведенного учебного вре­мени; 2) планомерно осуществлять руководящую роль учителя в образовании, воспитании и развитии учащихся; 3) организовать учебную работу с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями, навыками в их единстве с фор­мированием личности; 4) чередовать труд и отдых учащихся и тем самым содействовать внесению определенной четкости в ра­боту школы; 5) формировать коллективистические отношения.

Вместе с тем классно-урочной системе присущи и некоторые недостатки, в частности равнение на уроке на некоего «среднего ученика». От этого страдают сильные и слабые ученики. Первые вынуждены «топтаться на месте», они не могут в полной мере использовать свои силы и возможности; вторые не поспевают за своими товарищами, начинают отставать в учебе, подчас стано­вятся неуспевающими и второгодниками. Устранение указанно­го недостатка — задача первостепенной важности в условиях все­общего среднего образования.

Типы и структура уроков. Термин структура латинского про­исхождения, он означает взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение.

Структура урока, т. е. взаиморасположение его составных частей, зависит от того, какое место он занимает в общей систе­ме уроков по теме курса. Каждый урок представляет собой орга­низационно, логически и психологически законченное целое.

Организационная целостность и законченность урока состоит в том, что урок начинается и заканчивается в строго определен­ное время, ученики и учитель готовы к уроку, на всем его протя­жении учеников умело, организуют на работу, время распреде­лено четко и рационально.

Логическая целостность находит свое выражение в определен­ном содержании урока, расчлененном на отдельные вопросы, рас­крывающие план темы, ее логическую структуру.

Страницы: 1 2 3 4 5

ЕВФРАСИЙ Керкирский (ум . ок. 63), христианский мученик, бывший разбойник, обращенный ко Христу апостолами Иасоном и Сосипатром,. Память в Православной церкви 28 апреля (11 мая).

МИОКАРДИОДИСТРОФИЯ (дистрофия миокарда) , собирательное обозначение невоспалительных поражений мышцы сердца, характеризующихся обратимыми биохимическими нарушениями, изменениями электрокардиограммы; возможно развитие сердечной недостаточности.

ВЕНГЕРСКАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА 1919 (ВСР) , с 21 марта по 1 августа, провозглашена под влиянием Октябрьской революции. Правительство ВСР провело ряд социальных преобразований, создало Красную Армию. Всевенгерский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов (июнь) принял Конституцию ВСР, избрал ЦИК республики. Подавлена Антантой.