Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов
Страница 10

По нашему убеждению, создание в начальной школе надлежащих условий для формирования у младших школьников развернутой и полноценной учебной деятельности, содержанием которой явля­ются теоретические знания и основанные на них умения и навы­ки, будет находиться в русле решения новых задач, поставленных школьной реформой перед начальным образованием.

Во-первых, полноценная учебная деятельность как ведущая дея­тельность младших школьников может быть основой их всесторон­него развития. Во-вторых, действительно прочные умения и навыки осознанного и выразительного чтения, грамотного письма и хороше­го счета формируются у детей при наличии у них определенных теоретических знаний. В-третьих, добросовестное отношение детей к учению опирается на их потребность, желание и умение учиться, которые возникают в процессе реального выполнения учебной дея­тельности.

Вместе с тем формирование у младших школьников учебной де­ятельности связано с существенным повышением идейно-теорети-

ческого уровня учебно-воспитательного процесса в начальной шко­ле и способствует развитию у них самостоятельного творческого мышления. Как будет показано ниже, построение учебных дисцип­лин с учетом требований содержательного обобщения связано с четким выделением основных понятий и идей этих дисциплин. По­скольку в своей учебной деятельности школьники раскрывают пред­метные источники и происхождение тех или иных понятий, то ее выполнение детьми может служить хорошей основой для преодоле­ния формализма в содержании и методах учебно-воспитательной работы в начальной школе. И наконец, как показывает опыт нашей исследовательской работы, учебная деятельность младших школь­ников наилучшие результаты дает тогда, когда дети активно взаимо­действуют между собой в процессе усвоения знаний и умений (на­пример, проводят обсуждение условий их происхождения).

Наиболее важные стороны выдвинутых выше положений будут конкретизированы на материале построения экспериментальных учебных предметов, соответствующих требованиям учебной деятель­ности, и на примере влияния этой деятельности на развитие мышле­ния у младших школьников (см. гл. VI).

Дальнейшее изучение путей и средств формирования полноцен­ной учебной деятельности у младших школьников, разработка на­учно обоснованных психологических рекомендаций учителям и мето­дистам — все это может способствовать реализации основных тре­бований школьной реформы на современном этапе развития народ­ного образования.

2. Содержание и строение учебной деятельности

При разработке проблемы развивающего обучения необходимо опираться, на наш взгляд, на следующее положение: основой раз­вивающего обучения служит его содержание, от которого произ-водны методы (или способы) организации обучения. Это положе­ние характерно для воззрений Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина. «Для нас, — пишет Д. Б. Эльконин, — основополагающее значение имела его (Л. С. Выготского. — В. Д.) мысль о том, что обуче­ние свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет пре­жде всего через содержание усваиваемых знаний»*7. Конкретизи­руя это положение, следует отметить, что развивающий характер (учебной деятельности как ведущей деятельности в младшем школь­ном возрасте связан с тем, что ее содержанием являются теорети­ческие знания.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА (Piero della Francesca) (ок . 1420-92), итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения. Произведения отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщенность форм, глубокая продуманность пропорций, разумная ясность перспективных построений, исполненная света мягкая нарядная красочная гамма ("Крещение Христа", 1450-55; фрески в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452-66). Автор математических трактатов "О перспективе в живописи", "Книжица о пяти правильных телах".

ДЕВОНСКАЯ СИСТЕМА (ПЕРИОД) (девон) , четвертая система палеозойской эратемы, соответствующая 4-му периоду палеозойской эры геологической истории. Начался 400 млн. лет назад, длился ок. 55 млн. лет. Подразделяется на 3 отдела и 7 ярусов. Начало периода характеризовалось отступанием моря и накоплением толщ мощных континентальных (красноцветных) отложений в связи с завершением каледонской складчатости; климат континентальный, засушливый. Середина Девонского периода - эпоха погружений; нарастание морских трансгрессий, активизация вулканической деятельности; потепление климата. Конец периода - сокращение трансгрессий в связи с началом герцинской складчатости. В морях Девонского периода развивались панцирные и кистеперые рыбы, появились аммониты, фораминиферы, плеченогие (брахиоподы), остракоды, кораллы; на суше - первые прапапоротники, праголосеменные, членистостебельные. Основные полезные ископаемые - нефть и газ, каменные и калийные соли, медистые песчаники.

ГОТТЕНТОТСКИЕ ЯЗЫКИ , семья койсанских языков. Включает группы кхой (нама, кора, гриква), нхауру (или нарон), кве (демиса, чумакве-шуакве), чу (хиочу-вау и хаичу-вау), сандаве. Большинство готтентотских языков бесписьменные или младописьменные.