Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. ДавыдовСтраница 7
При этом некоторые исследователи обнаружили тот факт, что начальное обучение не влияет сколько-нибудь существенно на умственное развитие детей. «Это явление, — отмечал Б. Г. Ананьев, — заслуживает особого и пристального изучения, так как свидетельствует о том, что в практике начального обучения . не полностью преодолены противоречия между обучением и развитием»29. Л. В. Занков писал: «Наши наблюдения и специальные обследования . свидетельствуют о том, что достижение хорошего качества знаний и навыков в начальных классах не сопровождается существенными успехами в развитии учащихся»30.
Слабое влияние начального обучения на умственное развитие детей было связано прежде всего, на наш взгляд, с тем, что дети овладевали учебным материалом по преимуществу посредством эмпирического абстрагирования и обобщения, которые не могли служить должной основой для качественных сдвигов в развитии мышления младших школьников31.
Характеризуя приведенную выше схему развития мышления от дошкольников до младших школьников, Д. Б. Эльконин писал: «В действительности эта схема отражает лишь вполне определенный и конкретный путь умственного развития детей, протекающего в конкретно-исторических формах той системы обучения (в широком смысле этого слова), внутри которой—во всяком случае на начальных этапах — главенствующее место занимают эмпирические сведения и слабо представлены способы усвоения знаний, опосредствованные подлинными понятиями как элементами теории предмета»32.
После введения в нашей стране обязательного неполного, а затем и полного среднего образования существенно изменилось значение начальной школы в жизни детей. Если раньше для многих из них начальное обучение было не только первой, но и последней ступенью образования, то теперь каждый ребенок продолжает учиться в школе еще несколько лет. Для нормального пребывания в средней школе все дети должны иметь склонность к учению, а затем и потребность в учении и умение учиться. Эта потребность и умение могут быть сформированы у детей именно в младшем школьном возрасте (отметим, что перед прежней начальной школой такие психолого-педагогические задачи не стояли).
ДИЕНОВЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (диены) , ненасыщенные углеводороды, содержащие в молекуле 2 двойные связи (С=С). По взаимному расположению последних различают диеновые углеводороды с кумулированными (напр., аллен CH2=C=CH2), сопряженными (напр., бутадиен CH2=CH-CH=CH2) и изолированными (напр., дивинилметан CH2=CH-CH2-CH=CH2) связями. Чаще всего термин "диеновые углеводороды" используется для обозначения соединений с сопряженными двойными связями. Эти диеновые углеводороды имеют важное значение в синтезе полимеров.
ОРНИТОЗЫ (пситтакозы) , инфекционные болезни человека и птиц. Симптомы: высокая температура, головные и мышечные боли, воспаление легких у людей, понос, параличи у птиц. Человек заражается от больной птицы через инфицированные яйца.
ТОТОНАКИ , индийский народ в Мексике, 200 тыс. человек (1992). Язык родствен языкам пенути. Верующие - католики.