Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов
Страница 8

В конце 60-х гг. была осуществлена перестройка начального образования, одна из целей которой состояла в том, чтобы по­высить его роль в психическом развитии детей. Эта цель в после­дующем достигалась, в частности, посредством повышения теоре­тического уровня начального обучения и расширения учебного ма­териала, усвоение которого младшими школьниками способство­вало формированию у них умения учиться33.

Новые задачи, вставшие перед начальной школой в системе целостного среднего образования, повлияли на проблематику ряда направлений психолого-педагогической науки, представители кото­рых проводили в Москве, Киеве, Минске, Тбилиси, Ереване, Харько­ве и других городах нашей страны экспериментальные исследования связи обучения и воспитания младших школьников с их психи­ческим развитием34.

В этих исследованиях были затронуты существенные вопросы, относящиеся к анализу психолого-педагогической сущности учеб­ной деятельности, проблемы развивающего начального обучения. Результаты этих исследований, по нашему мнению, сыграли положи­тельную роль для усовершенствования учебно-воспитательного про­цесса в начальной школе.

Необходимость изменения содержания и методов начального обучения нашла свое выражение в подходе ведущих специалистов в этой области к процессу формирования понятий у младших школьников. Так, М. Н. Скаткин приводит конкретный случай образования у третьеклассников понятия «плод», в процессе которо­го дети раскрыли происхождение, связи и функции реальных пло­дов. Такое понятие строится не в соответствии с требованиями формальной логики, поскольку для нее при образовании понятия «плод» достаточно абстрагировать и перечислить общие для всех плодов внешние признаки35. «Путем одной только абстракции, — пишет М. Н. Скаткин, — нельзя образовать это понятие, как бы много отдельных плодов мы не сравнивали между собой; для обра­зования этого понятия необходимо рассматривать плод не только с внешней стороны, не изолированно от целого растения, а в связи с целым растением, как его органическую часть и брать плод не статически, а в развитии, движении, изменении»36. Здесь описаны особенности теоретических понятий и показаны возможности их формирования в процессе начального обучения37.

М. Н. Скаткин полагает, что неправильно понимать усвоение знаний детьми только как пассивное восприятие и заучивание сообщаемых в готовом виде истин. «Между тем процесс усвоения знаний может проходить и в результате самостоятельного поиска путем решения познавательной задачи. А решать несложные по­знавательные задачи способен даже ученик I класса . Решение за­дач служит одним из средств овладения системой знаний по тому

или иному учебному предмету и в то же время способствует разви­тию самостоятельного творческого мышления» .

Указьшая на необходимость включения в процесс обучения младших школьников самостоятельного решения ими познаватель­ных задач, М. Н. Скаткин вместе с тем говорит о возможности и эффективного использования в школе так называемого проблемного изложения знаний. Суть такого изложения состоит в том, что учи­тель не только сообщает детям конечные выводы науки, но и в ка­кой-то мере воспроизводит путь их открытия («эмбриологию ис­тины»). При этом учитель «.демонстрирует перед учащимися са­мый путь научного мышления, заставляет учеников следить за диа­лектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучаст­никами научного поиска»39. Проблемное изложение тесно связано с применением в обучении исследовательского метода (отметим, что М. Н. Скаткин приводит конкретный пример использования проблемного изложения в IV классе, однако в определенных усло­виях оно может применяться и в начальном обучении в виде решения детьми особых познавательных задач).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ЯРОСЛАВЛЬ , город в Российской Федерации, Ярославская обл., порт на р. Волга. Железнодорожный узел. 634,5 тыс. жителей (1993). Машиностроение (производственные объединения: "Автодизель", станкостроительное, "Дизельаппаратура"; заводы: электромашиностроительный, строительный, полимерного машиностроения, производственные объединения деревообрабатывающего оборудования, "Машприбор", судостроительный, радиозавод и др.), химическая и нефтехимическая (производственные объединения: "Лакокраска", "Ярославльнефтеоргсинтез"; заводы: шинный, синтетического каучука, технического углерода и др.), нефтеперерабатывающая, легкая (комбинат технических тканей "Красный Перекоп", обувная фабрика и др.), пищевая, стройматериалов промышленность. 5 вузов (в т. ч. университет), 3 театра. По преданию, основан в 1010. Историко-архитектурный музей-заповедник (Спасо-Преображенский монастырь, 16 в.), художественный музей. Памятники архитектуры ярославской школы зодчества 17 в. - церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста в Коровниках, Николы Мокрого, Иоанна Предтечи в Толчкове.

"ЦЕЛОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ" , школа немецкой психологии, основанная Ф. Крюгером в Лейпциге (кон. 1910-х - кон. 1930-х гг.; А. Веллек, Г. Фолькельт и др.). Как и гештальтпсихология, противостояла атомистическим концепциям ассоциативной психологии. Другое название - школа "комплексных переживаний"; единицами сознания считались не только гештальты, но особые (генетически исходные) аффективно окрашенные "комплексные качества". Журнал "Новые психологические исследования" (1926-54) и непериодическая серия "Труды по психологии развития".

ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (1808-79) , французский график, живописец и скульптор. Тесно связан с демократическим движением, мастер сатирического рисунка и литографии. Острогротескные карикатуры на правящую верхушку и мещанство (литографии - "Улица Транснонен", 1834; серия "Добрые буржуа", 1846-49). В живописи и скульптуре сочетал драматизм и сатиру, героику и гротеск ("Дон Кихот", ок. 1868).