Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов
Страница 9

Позиции М. Н. Скаткина, изложенные им в отношении необхо­димости использования новых методов обучения в начальной шко­ле и в отношении возможности и целесообразности формирования у младших школьников теоретических понятий, имеют принципиаль­но важное значение для разработки проблем дидактики, методи­ки обучения, детской и педагогической психологии, призванных вместе эффективно решать вопросы развивающего начального обу­чения. На наш взгляд, эти позиции, во-первых, связаны с передо­вым опытом учителей начальных классов40, во-вторых, соответст­вуют современным тенденциям дальнейшего совершенствования на­чального образования в нашей стране41, в-третьих, учитывают об­щие достижения дидактической мысли42.

Рассмотрим особо третий из перечисленных пунктов. Совет­ские дидакты при анализе социального опыта, который школа пе­редает подрастающим поколениям, выделили в нем среди других общих элементов опыт творческой, поисковой деятельности при решении новых проблем. Это значит, что в каждый учебный предмет следует включать задания, при выполнении которых уча­щиеся усваивают опыт творческой деятельности людей . При этом

«творчеству надо учить с самого раннего возраста»44.

Мы полагаем, что обучение младших школьников посредством решения ими познавательных задач (они должны быть проблемны­ми) может обеспечивать передачу детям творческого опыта.

Вместе с тем опыт творческой деятельности должен быть, по нашему мнению, не одним из четырех рядоположенных элементов совокупного социального опыта, а основополагающим и главным элементом, на который могут опираться другие его элементы (к ним относятся знания, умения и отношения человека к миру). В этом случае обучение и воспитание детей с самого начала будет направлено на развитие их личности.

В материалах о реформе школы определены следующие основные цели и задачи начального образования: « .Начальная школа (I — IV классы) призвана заложить основы всестороннего развития де­тей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознан­ного, выразительного чтения, счета, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения. Она должна воспитывать добросо­вестное отношение к учению и общественно полезному труду, лю­бовь к Родине»45.

В школе, в том числе, естественно, и в начальной, необходимо формировать у детей стойкие материалистические представления, вырабатывать у них самостоятельность мышления, значительно улучшать их художественно-эстетическое воспитание; повышать идейно-теоретический уровень учебно-воспитательного процесса, чет­ко излагать основные понятия и ведущие идеи учебных дисциплин; искоренять любые проявления формализма в содержании и мето­дах учебно-воспитательной работы, широко применять активные формы и методы обучения и т. д.46.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

БЕЙСИ (Basie) Каунт (наст . имя Бейси Уильям) (1904-84), американский джазовый пианист. В 1930-е гг. организовал оркестр, который сконцентрировал в своем исполнении наиболее типичные качества свинга. Создал ряд самобытных исполнительских приемов, придав свингу особый динамизм и глубину. Заложил основы стилей современного джаза, впоследствии развитые музыкантами бопа и кула. Внес новые черты в технику ансамблевого музицирования. Создал целое направление в рамках стиля свинг, связанное в первую очередь с развитием негритянского джаза.

ЗАРХИ Александр Григорьевич (1908-97) , российский кинорежиссер и сценарист, народный артист СССР (1969), Герой Социалистического Труда (1978). Фильмы: "Депутат Балтики" (1937), "Член правительства" (1940) (оба с И. Е. Хейфицем), "Высота" (1957), "Анна Каренина" (1968), "Чичерин" (1986) и др. Государственная премия СССР (1941, 1946).

ЭЛЬСНЕР (Elsner) Гизела (1937-92) , немецкая писательница. Роман "Господин Лайзельхаймер и дальнейшие попытки преодолеть действительность" (1973) и др.