Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
Страница 41

Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами ( карандаш, ручка, фломастер ) ярко проявляется в рисовании или попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв ( в дальнейшем это будет называться неправильным навыком письма ). Все частные случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов :

¨ неправильное положение пальцев : например, ребенок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой» ; рука сжата в кулак ; большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему ; ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце и др. ;

¨ неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета : ребенок держит ручку слишком близко ( или слишком далеко ) к нижнему кончику ;

¨ неправильное положение руки : кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя ; кисть при письме или рисовании зависает над столом ; зависает локоть ; зависают локоть и кисть и др. ;

¨ неправильное движение руки : кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы ; локоть фиксирован на месте и др. ;

¨ слишком сильный ( чаще ) или слабый ( реже ) нажим при письме или рисовании ;

¨ неправильное положение тела : ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону ; подкладывает под себя ногу ; приподнимается со стула и др.

Возможны различные варианты неправильного двигательного навыка при письме, а также их сочетание. В результате на листе получаются неровные, извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линий.

Обнаружить у дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом можно не только наблюдая за его изобразительной деятельностью, но в некоторых случаях при помощи специальных заданий. Провести такой контроль желательно не позднее четырехлетнего возраста, чтобы иметь достаточный запас времени для исправления неправильно сформированного навыка перед поступлением в школу.

Педагогов и родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линий при помощи тонких движений пальцев.

Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребенок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов : как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребенка нарисовать одним движением окружность диаметром 3см ( по образцу ). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, но не справится с этой задачей : нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра, или будет рисовать эту фигуру в несколько приемов, периодически передвигая руку.

Для того, чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык письма, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навыка.

Одним из таких факторов является недостаточный опыт работы за столом и отсутствие представления о том, как надо правильно держать карандаш или ручку. Речь идет о недостаточном опыте изобразительной деятельности, когда неправильный навык обращения с пишущим предметом и неправильная поза еще не закрепились.

Страницы: 37 38 39 40 41 42 43 44 45

ЗАКАНИ Убейд (кон . 13 в. - между 1366-70), персидский поэт. Сатирические трактаты ("Этика аристократии", 1340); сказка "Мышь и кот".

СТРАНА ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ , крупная территория, выделяемая по географическому положению и природным условиям; одна из высших таксономических единиц физико-географического районирования. Характеризуется известным единством геологической структуры, общностью макрорельефа, атмосферных процессов, специфическими проявлениями географической зональности или высотной поясности (напр., Западно-Сибирская равнина, Урал, Саяны).

ПОРИСТОСТЬ , доля объема пор в общем объеме пористого тела. Одна из основных характеристик, определяющих свойства катализаторов, сорбентов, многих строительных и теплоизолирующих материалов.