Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка
Страница 37

В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для освоения письма. В процессе рисования дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, в процессе чего у них развивается мелкая мускулатура руки : это рисование черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий. Эти особенности представлены в таблице :

Специфика положения руки, бумаги, карандаша при рисовании.

Характер движения руки, положение тетради, карандаша при письме.

Локоть и кисть ведущей руки находятся на весу.

Локоть и кисть ведущей руки лежат на столе.

Кисть повернута боком или книзу. Положение не фиксировано.

Кисть повернута книзу с опорой на мизинец.

Пальцы сравнительно далеко от отточенного конца карандаша.

Пальцы довольно близко к отточенному концу карандаша.

Бумага лежит прямо, ровно от края стола.

Тетрадь лежит с наклоном, угол направлен на середину груди.

Линии ведут ровно вверх и вниз, можно туда и обратно.

Линии ведут вниз с нажимом, вверх без нажима, обратно движения не проводятся.

Более широкий размах руки в сочетании с ограниченными движениями.

Движения руки строго ограничены.

Вместе с тем рисование тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов : в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя (учителя). В ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.

Хорошо подготовить руку ребенка к письму поможет рисование орнаментов на листах в клетку ( графические упражнения ) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 – 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее. Не нужно заставлять ребенка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать его этим занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается. Графические упражнения не являются главным компонентом изобразительной деятельности пяти – шестилетних детей и поэтому не должны в ней преобладать. Графические листы для упражнений могут быть подготовлены самими воспитателями или родителями.

Страницы: 33 34 35 36 37 38 39 40 41

ЧЕЗАРЕ БОРДЖА (Cesare Borgia) (ок . 1475-1507), правитель Романьи (Италия) с 1499. С помощью своего отца римского папы Александра VI создал в Ср. Италии обширное государство, в котором пользовался абсолютной властью. После смерти Александра VI (1503) потерял Романью; с 1506 кондотьер короля Наварры.

ГХОР (Эль-Гор) , тектоническая впадина в Зап. Азии. Длина с севера на юг ок. 200 км. Дно ниже уровня моря. Ограничена крутыми склонами высотой 1000-1400 м. Включает долину р. Иордан, Тивериадское оз., Мертвое м. Полупустыня.

МЕДИТАЦИЯ (от лат . meditatio - размышление), умственное действие, цель которого - приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. Методы медитации многообразны. Играет важную роль в индийской философии и религии (особенно в йоге), в Др. Греции - в пифагореизме, платонизме и неоплатонизме, в мистике суфизма, отчасти - православия (т. н. "умное делание") и католицизма. Интерес к медитации и ее психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа (К. Г. Юнг).