Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенкаСтраница 37
В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для освоения письма. В процессе рисования дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, в процессе чего у них развивается мелкая мускулатура руки : это рисование черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий. Эти особенности представлены в таблице :
Специфика положения руки, бумаги, карандаша при рисовании. |
Характер движения руки, положение тетради, карандаша при письме. |
Локоть и кисть ведущей руки находятся на весу. |
Локоть и кисть ведущей руки лежат на столе. |
Кисть повернута боком или книзу. Положение не фиксировано. |
Кисть повернута книзу с опорой на мизинец. |
Пальцы сравнительно далеко от отточенного конца карандаша. |
Пальцы довольно близко к отточенному концу карандаша. |
Бумага лежит прямо, ровно от края стола. |
Тетрадь лежит с наклоном, угол направлен на середину груди. |
Линии ведут ровно вверх и вниз, можно туда и обратно. |
Линии ведут вниз с нажимом, вверх без нажима, обратно движения не проводятся. |
Более широкий размах руки в сочетании с ограниченными движениями. |
Движения руки строго ограничены. |
Вместе с тем рисование тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов : в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя (учителя). В ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.
Хорошо подготовить руку ребенка к письму поможет рисование орнаментов на листах в клетку ( графические упражнения ) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 – 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее. Не нужно заставлять ребенка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать его этим занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается. Графические упражнения не являются главным компонентом изобразительной деятельности пяти – шестилетних детей и поэтому не должны в ней преобладать. Графические листы для упражнений могут быть подготовлены самими воспитателями или родителями.
АВТОТИПИЯ (от авто ... и греч. typos - отпечаток, форма), 1) фотомеханический процесс изготовления печатных форм с рельефными печатающими элементами. Применяется для воспроизведения полутоновых изображений (фотоснимки, акварельные рисунки и т. п.) средствами высокой печати. 2) Оттиск с растрового (см. Растр) клише.
ЖЕСТЕР (жостер) , род кустарников или небольших деревьев семейства крушиновых. Ок. 140 видов, в Евразии, Африке и Сев. Америке. Плоды жестера слабительного и других видов - слабительное средство. Декоративные и красильные растения, медоносы. 2 вида охраняются. Нередко жестер объединяют в один род с крушиной.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА , в Российской Федерации тип общеобразовательной школы для детей с 7(6)-летнего возраста в составе 1-3(4)-го класса. Начальные школы открываются в мелких населенных пунктах, не имеющих 8(9)-летних и средних общеобразовательных школ. Окончившие продолжают обязательное обучение в 4-8(5-9)-м классах неполной средней или средней общеобразовательной школы.