Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Страница 49

Остановимся на некоторых организационных вопросах проведения занятий по развитию речи.

Составной частью всех занятий является анализ рассказа, или, другими словами, ответы детей на вопросы по его содержанию. Очень важно, чтобы вопросы были тщательно продуманы и подготовлены. От этого зависит качество рассказов, воспроизведённых или составленных детьми.

Важно, чтобы вопросы задавались педагогом не только по содержанию рассказа, последовательности событий, их причинно-следственной зависимости и пр., но и предусматривали моделирование каждого предложения, так как от структурного построения вопроса зависит лексико-грамматическое оформление каждой фразы рассказа.

Сравним, например, вопросы к одному и тому же действию из рассказа «Щенок и чашка» (пособие Т.Б.Филичёвой и Г.А.Каше):

В чём Петя захотел признаться маме? – О чём мальчик поспешил рассказать маме? – Почему Петя рассказал маме о своём поступке? – за что Петя попросил у мамы прощения? И пр.

Очевидно, что каждый из данных вопросов предусматривает составление детьми своего, отличного по сложности, количеству, порядку слов и их связи варианта предложения. Вот почему в ходе анализа произведения рекомендуется вариативность вопросов педагога к каждой фразе рассказа.

С другой стороны, на один и тот же вопрос дети могут ответить различными предложениями, например: Петя захотел признаться маме, что это он разбил чашку; или Петя захотел признаться маме, что он её обманул и щенок не виноват. И т.д.

Рекомендуется добиваться от дошкольников нескольких вариантов ответа на поставленный вопрос. Выбор одной, наиболее точной, емкой, грамотной и структурно доступной фразы из нескольких создаёт у детей дух соревнования, повышает их интерес к занятию и привлекает внимание воспитанников к конструкции предложений, составляющих рассказ.

Очень важно то, с каким настроем педагог слушает рассказы детей. Радостное, заинтересованное, восторженное отношение взрослого удивительно помогает самому застенчивому и неуспевающему воспитаннику. И наоборот: напряжённое, недовольное выражение лица педагога может парализовать выступление самого способного ребёнка.

Проведение воспитателем занятий по ознакомлению с окружающим, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой было непосредственно связано с обогащением активного и пассивного словарного запаса детей экспериментальной группы. Материал, изучаемый детьми под руководством логопеда, педагоги закрепляли в условиях естественной коммуникации воспитанников.

Коррекционные задачи были подчинены программным, не заслоняли их, а гармонично с ними сочетались. Значительно возрастала роль контроля со стороны педагогов за теми речевыми высказываниями детей, в процессе которых они применяли полученные на логопедических занятиях навыки и умения.

Страницы: 45 46 47 48 49 50 51 52 53

ДАНИИЛ ЧЕРНЫЙ (ок . 1360-1430), русский живописец. Совместно с Андреем Рублевым и другими расписывал Успенский собор во Владимире (1408) и Троицкий собор (1420-е гг.) Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде (Загорске).

ШЛЯПНИКОВ Александр Гаврилович (1885-1937) , политический деятель. В 1917 член Русского бюро ЦК, Петроградского комитета РСДРП(б), Исполкома Петросовета, Петроградского Военно-революционного комитета. Член ВЦИК. В 1920 председатель ЦК Всероссийского союза рабочих-металлистов, член Президиума ВЦСПС. Член ЦК РКП(б) в 1921-22. С 1932 член Президиума Госплана РСФСР. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

ДИАГНОЗ (от греч . diagnosis - распознавание), определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования больного.