Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Страница 48

- составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин;

- составление рассказа (с элементами творчества) по одной сюжетной картине;

- составление описательных рассказов (с использованием схем);

- творческое рассказывание.

Если уровень сформированности связной речи большинства детей ниже среднего, в указанных видах рассказывания целесообразно использовать тексты с наиболее простым и доступным содержанием.

В предложенной схеме нарастание сложности происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связной речи, к которым можно отнести все виды наглядности, а также моделирование плана высказывания. Рассмотрим их подробнее.

При пересказе с использованием серии сюжетных картин вспомогательными средствами являются текст, дающий детям необходимое лексико-грамматическое наполнение речи, а также зрительная наглядность, облегчающая построение высказывание и его плана.

В пересказе по опорным сигналам используются схематические картинки.

Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивает текст рассказа.

Последующие 2 этапа – составление рассказа по серии картин и одной картине – лишены текстового образца, зато обеспечены наглядной опорой, уровень сложности которой педагог может регулировать по собственному усмотрению.

Составление описательного рассказа, для которого ребёнку приходится выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удержать её в памяти, вызывает немало затруднений у детей. Разработанные схемы позволяют решить эти проблемы и, следовательно, существенно облегчить детям данный вид рассказывания.

В любой системе обучения непременно должно присутствовать поступательное движение от простого к сложному. Проанализируем, каким образом обеспечивается данный принцип в предлагаемой последовательности видов рассказывания – не только от этапа к этапу, но и на протяжении всего периода обучения.

Пересказ используется и в старшей и в подготовительной группе, но в последней рекомендуется брать тексты, содержание которых более насыщено, а объём увеличен по сравнению с аналогичными в предыдущем году. То же можно сказать и о сериях сюжетных картин. В подготовительной группе происходит усложнение в разделах, это:

- обсуждение вариантов поведения героев рассказа, их возможной речевой реакции на различные ситуации;

- аргументированной нравственной оценки поступков действующих лиц;

- проигрывания ситуаций общения (по материалам рассказа);

- установления причинно-следственной зависимости действий в рассказе и пр.

Страницы: 44 45 46 47 48 49 50 51 52

ИЖЕВСКИЙ Василий Петрович (1863-1926) , российский металлург, профессор (1905). Основные труды по доменному производству, электрометаллургии, металлографии и термообработке.

"ФИЛИПС ГЛУИЛАМПЕН ФАБРИКЕН" (Philips Gloeilampenfabrieken) , нидерландская радио- и электротехническая компания с участием швейцарского, французского, западногерманского и американского капитала; имеет предприятия более чем в 50 странах. Основана в 1891. Объем продаж 28,4 млрд. дол., чистая прибыль 477 млн. дол., число занятых 310 тыс. человек (кон. 1980-х).

КОНСТИТУЦИЯ (от лат . constitutio - устройство), основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция - основа всего текущего законодательства. Первой в Советском государстве была Конституция РСФСР 1918. Действует Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993.