Фонетико-фонематическое недоразвитие речи Фонетико-фонематическое недоразвитие речиСтраница 45
В общей методике развития речи у детей дошкольного возраста выделяются следующие направления обучения: развитие словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи. Основную работу по этим направлениям в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи проводит воспитатель. Однако из общего объёма содержания работы, направленной на развитие речи, с целью коррекционного воздействия выделяются несколько разделов, усвоение которых вызывает у детей наибольшие затруднения. Сюда относится образование слов приставочным и суффиксальным способами, способом словосложения, образование слов с уменьшительно-ласкательным значением. Затрудняются дети также в образовании ряда грамматических форм слов. Эти разделы первоначально отрабатываются на логопедических занятиях на материале доступных для правильного произношения слов и затем включаются в занятия воспитателя.
Работа по развитию связной речи также содержательно изменяется. Работа проводится преимущественно над пересказом, для чего подбираются небольшие тексты. Подготовка к овладению описательным и сюжетным рассказами осуществляется постепенно, на основе накапливаемых лексико-грамматических средств.
Процессы закрепления правильного произношения и овладения лексико-грамматической стороной речи является объектом пристального внимания воспитателя в течение всего пребывания ребёнка в группе.
Вся работа над лексико-грамматическими темами построена в 4 этапа
Работа над каждой темой |
Логопед |
Воспитатель | |
1. 2. |
Знакомство с понятиями, с названиями предметов, действий, признаков. Экскурсии, целевые прогулки, практическая деятельность. Подробное рассматривание предметов, выделение их основных частей, признаков, действий; упражнение в практическом словоизменении, словообразовании; описание предметов, сравнение двух однородных предметов. Занятия, беседы. |
Начинает работу над пониманием грамматического значения слова, категориального значения частей речи (значение предметности, процесса, признака), над образованием новых слов с помощью суффиксов и приставок. Участвует в работе по активизации словаря, отрабатывает чисто произносимый материал и определённые словосочетания. |
Определяет вместе с логопедом объём пассивного и активного (в нём – чисто произносимого) словаря, речевые навыки, которые необходимо закрепить. Ведёт работу над обогащением словарного запаса детей по лексическим темам. Продолжает работу над совершенствованием грамматического строя речи. |
3. |
Работа над предложением, закрепление отдельных моделей словоизменения. |
Отрабатывает определённые модели словоизменения, употребления словосочетаний, составление предложений определённого типа. |
Продолжает упражнять в составлении предложений. |
4. |
Работа над связной речью: пересказ, составление рассказов, драматизация, заучивание стихов, поговорок, текстов по теме. |
Вводит полученные знания в самостоятельную связную речь. |
Разучивает стихи, читает и рассказывает худ. литературу. |
Систематически и воспитатель, и логопед обучают детей рассказыванию по картине, по серии картинок, пересказу коротких рассказов, составлению рассказов из личного опыта. |
ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ , добровольная массовая общественная организация, призванная содействовать государственным органам охраны памятников. Основана в 1966. Центральный совет - в Москве. Имеет секции архитектуры, изобразительного и народного искусства, исторических памятников и др.
МСТЕРСКАЯ ВЫШИВКА , традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебяным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала - хоругви, плащаницы, воздухи. Вышивка белой гладьюВ сер. 19 в. в Мстере сложился местный тип вышивки белой гладью с миниатюрными растительными узорами по тонким белым хлопчатобумажным тканям - маркизету и батисту. Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое белье, портьеры, женскую и детскую одежду. Сложной техникой мстерской белой глади владели большинство жительниц села, а традиционное для монастырского шитья высокое качество сделало их продукцию очень популярной на российском рынке. Организация артелиВ 1923 в Мстере была организована артель художественной вышивки (ныне строчевышивальная фабрика). До середины 1930-х гг. изделия мстерских вышивальщиц в основном шли на экспорт.В 1940-1950-х гг. в мстерскую белую гладь пришли сюжетные мотивы - темы из русских сказок, песен, жанровые сцены. Сохранились и традиционные травные орнаменты, в которые часто включаются миниатюрные фигурки птиц. Использование "владимирского шва"В 1950-х годах мстерские мастерицы стали использовать технику цветной владимирской глади, прежде широко бытовавшую на Владимирщине (в настоящее время сохранилась также в г. Александрове). Так называемые "владимирские швы" - яркая красочная вышивка крупными стежками красной нити (мулине, пасма, шерсть) с небольшими вкраплениями синего, зеленого и желтого цветов - применяются преимущественно для оформления женской одежды и столового белья."Русская гладь"В то же время в Мстере сложился и новый тип вышивки - "русская гладь": растительный узор выполняется швом "вперед иголку" по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу. Вышивку дополняют разнообразные "разделки" - стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани.Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др.Литература:Бакушинский А. В., Василенко В. М. Искусство Мстеры. М.; Л., 1934.Воронова Л. И. Владимирские швы. М., 1952Воронова Л. И. Мстерская белая гладь. М., 1954.Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский
ОНЕТТИ (Onetti) Хуан Карлос (р . 1909), уругвайский писатель. Психологические романы "Ничейная земля" (1941), "Верфь" (1961), "Хунтакадаверес" (1964); в повестях и рассказах - экзистенциальный мотив одиночества человека в мире.