Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Страница 53

Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. Р.Е.Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

Игры и упражнения, развивающие познавательные процессы использованные в экспериментальной группе.

Упражнения для развития мышления:

- выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать. Толкование пословиц и метафор и т.д.;

- моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв;

- работа с кубиками Кооса;

- складывание картинок, разрезанных на несколько частей, пазлы;

- игра «IV лишний»

Упражнения для стимуляции слухового внимания:

игры и упражнения из программы детского сада:

- «Угадай, кто кричит?»;

- «Угадай, на чём играют?»;

- «Угадай, что делают?»;

- «Найди пару»;

- «Где мой домик?»;

- игра «IV лишний»;

- «Узнай по описанию»;

- «Телефон»;

- «Отгадай сказку по отрывку».

Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания:

- длительная сортировка и нанизывание бусинок;

- лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца);

- чтение алфавита, которое перемежается со счётом: а, 1, б, 2, в, 3 и т.д.

Развитие образной памяти:

- рисунок-схема;

- пробы Хеда (определение схемы собственного тела);

- тактильные ощущения посредством дермалексии (узнавание буквы, написанной на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь) и т.д.

Развитие оперативной памяти:

- тест «Кулак – ребро – ладонь»;

- игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые инструкции), по памяти (словесной инструкции). Например, игра «Найди клад»;

- «Игрушки на полках», «Слова на полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности);

- «Живые цепочки» (у каждого на груди цветной значок или буква, слог, слово, предложение). Порядок построения детей изображён схемой. По команде цепочка рассыпается, задача ведущего(ребёнка) – собрать цепочку в прежней последовательности;

- «Зарядка» - последовательность движений от 3-х до 6-ти, физкультминутки;

- отстукивание ритмов «Телеграфист»;

- рядоговорение (времена года, месяцы, дни недели, части суток).

Развитие зрительного восприятия:

- игра «Что изменилось?»;

- «Отгадай сказку по иллюстрации»;

- срисовывание фигур (учитывать пропорции);

- дорисовывание фигур с недостающими деталями;

- письмо букв и слов по шаблонам;

- изографы;

- определение пространственных соотношений элементов графических изображений букв. Можно использовать упражнения на пространственно-временные ориентировки на себе, на листе бумаги.

Заниматься воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время режимных моментов.

2.2.8. Развитие мелкой моторики рук при подготовки детей к письму

В настоящее время рядом исследователей (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон потверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В специальной литературе (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, М.В.Ипполитова, О.С.Бот) имеется описание приёмов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому.

Страницы: 49 50 51 52 53 54 55 56 57

ЗАВАДСКИЙ Сильвестр (р . 1921), польский юрист, министр юстиции (1981-84). Труды в области теории государства и права, государственного права.

ЖЕВАКИН Сергей Александрович (р . 1916), российский астрофизик, доктор физико-математических наук (1959). Разработал теорию пульсаций переменных звезд (1958). Один из создателей радиотехники в миллиметровом и субмиллиметровом диапазонах радиоволн. Премия Ф. А. Бредихина АН СССР (1965). Государственная премия СССР (1987).

ХОПКИНС (Гопкинс) Фредерик Гоуленд (1861-1947) , английский биохимик, основатель научной школы, член (1905) и президент (1930-35) Лондонского королевского общества, иностранный почетный член АН СССР (1934). Открыл витамины А и D, глутатион. Установил накопление молочной кислоты в работающей мышце. Нобелевская премия (1929).