Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Страница 37

1. оргмомент;

2. сообщение темы занятия;

3. характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;

4. произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;

5. произношение звуков в словах;

6. физминутка;

7. работа над предложением;

8. обучение элементам грамоты;

9. итог занятия.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные:

- задания на развитие функции языкового анализа и синтеза;

- подготовка к обучению грамоте;

- лексико-грамматические задания;

- физпаузы (взаимодействие речи и движений);

- голосовые, дыхательные, мимические упражнения;

- имитация движений и действий;

- творческие задания;

- словотворчество;

- упражнение на развитие познавательных процессов;

- стихи, диалоги.

Данные элементы дополняют содержание занятия и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребёнка.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических фронтальных занятий.

1. Организационный.

Цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а так же коррекция психофизических функций. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, включаются релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют подвижности артикуляционного аппарата. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия.

Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки из названия персонажей. На других занятиях детям предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат изучаемые звуки. Игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

- уточняется артикуляция – положение губ, языка, и зубов при произношении изучаемого звука;

- уточняются акустические признаки звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие или звонкие); поётся или не поётся звук (гласные или согласные), мягкость и твёрдость;

- находится образное сравнение звука;

- звуки обозначаются цветовыми символами (мягкие – зелёным цветом, твёрдые – синим, гласные – красным).

Для определения характеристики звуков помогают «Девочки-звуки» (гласные), «Мальчики-звуки» (согласные, в разных костюмчиках, с колокольчиком и без него.). Соответственно, «Девочки-звуки» в красных костюмчиках с колокольчиком (гласный звук, участвует в образовании голос). «Мальчики-звуки» в синих костюмчиках с колокольчиком (согласный звук, звонкий, твёрдый), без колокольчика – согласный, глухой, твёрдый. «Мальчики-звуки» в зелёных костюмчиках с колокольчиком (согласный звук, звонкий, мягкий), без колокольчика – согласный, глухой, мягкий.

Для последовательного ответа по определению характеристики используется схема.

Страницы: 33 34 35 36 37 38 39 40 41

РАЗНОСТЬ , результат вычитания.

ЛИНЕЙКА , 1) инструмент для проведения прямых линий на плоскости, для производства некоторых пространственных измерений. 2) Длинный многоместный открытый экипаж с продольной перегородкой, в котором пассажиры сидят боком к направлению движения; служил городским общественным транспортом в России в 19 в.

ТЕЛЯТЕВСКИЙ Андрей Андреевич (?-1612) , князь, боярин и воевода. Летом 1606 в Чернигове примкнул к восстанию И. Болотникова. В 1607 разбил царские войска под Веневом, Тулой, Калугой. При сдаче восставшими Тулы пленен.