Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями
Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями
Страница 17

Представления о временах года связаны с выделением характерных признаков, наиболее значимым из которых является состояние растительности(зима-снег, деревья голые), лето-цветочки, осень-желтые листья). Также представления о временах года связываются с воспоминаниями ярких событий или определенной деятельности (лето-едем на дачу, осень-дети идут в школу).

Представления о временах года опираются на те признаки, которые имеют значение для жизни и деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Представления о текущем времени года оказываются более адекватными и четкими, это свидетельствует о неустойчивости имеющихся знаний и представлений о временах года.

В эксперименте по определению представлений о времени года выявлено, что части умственно отсталых детей доступно понимание термина «времена года».Их представления о каждом времени года адекватны, хотя и остаются неполными, часто опираются не на существенные признаки, а на более часто встречающиеся в опыте самих детей, имеющее значение для их жизни и деятельности. Эти представления многие дети могут самостоятельно использовать в своей игровой деятельности, хотя количество таких детей среди умственно отсталых много меньше, чем среди нормально развивающихся. Различие во временных представлениях у умственно отсталых одного и того же возраста очень велики.

Наиболее трудным оказывается определение последовательности времен года. Дети с выраженной умственной отсталостью не могут определить и назвать последовательность времен года. Отсутствие представления о цикличности этих временных отрезков.

Сведения о днях недели и о частях суток нечеткие и разрозненные. Как правило, дети знают названия лишь некоторых дней недели, различают только утро и ночь. Определяют время суток, связывая с каким-то видом деятельности, который постоянно повторяется в определенный отрезок суток (в школу идти утром). Ориентируются, в основном, на степень освещенности неба, не учитывая положения Солнца. Не привлекается так же, как правило, и деятельность людей.

При определении дней недели и времени суток умственно отсталые дети опираются на опыт своей повседневной деятельности. Однако, в связи с тем, что их представления беднее по содержанию, менее устойчивы, носят фрагментарный характер, перечисляют значительно меньше видов деятельности, чем нормально развивающиеся дети.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21

АФОРИЗМ (греч . aphorismos), изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль ("Служить бы рад, прислуживаться тошно", А. С. Грибоедов).

ХОРЕЗМИЙСКИЙ ЯЗЫК , относится к иранской группе индоевропейской семьи языков. Древнейшие надписи (на керамике) арамейским письмом 3-2 вв. до н. э. С 10 в. применялся арабский алфавит.

НЭЦКЭ , распространенные в японском искусстве кон. 17-19 вв. произведения миниатюрной пластики из дерева, слоновой кости или металла. С помощью нэцкэ (обычно фигурка со сквозным отверстием) к поясу кимоно прикреплялись трубка, кисет и т. д.