Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениямиСтраница 16
Временные понятия трудны для усвоения, так как очень специфичны. Их специфичность объясняется:
1)Невозможностью восприятия времени органами чувств: время в отличие от других величин (длины, веса, площади и т.д.) нельзя видеть, осязать, мускульно ощущать.
2)косвенным измерением времени, то есть измерением через те измерения, которые происходят за определенный промежуток времени: расстоянием (пешеход прошел 5 километров за один час), количеством движений(2 хлопка-одна секунда) и т. д.
3)отличными от закономерностей соотношениями десятичной системы исчисления(1час-60минут, 1минута-60секунд и т.д.)
4)обилием временной терминологии(потом, раньше, сейчас, после, до, медленно, скоро) и относительностью ее употребления(то, что вчера было завтра, завтра будет вчера).
Таким образом, специфика временных понятий и нарушение психического развития детей с нарушением интеллекта затрудняют возможность самостоятельного, спонтанного познания и развития временных представлений. В связи с этим особое значение приобретает специально организованный процесс обучения.
Перед началом обучения проводится обследование развития представлений о времени. Обследуя умение ориентироваться во времени, выделяются следующие моменты:
1.Знают ли дети времена года (показывают ли эти времена года по картинкам-называют или только показывают, умеют ли словесно описать признаки времен года, знают ли последовательность времен года).
2. Умеют ли определять и называть части суток, знают ли их последовательность (по картинкам двух видов-с изображением действий в разные части суток и природными явлениями (положение Солнца и Луны в разное время суток), отмечается, на каких картинках лучше определяют части суток и какую часть суток лучше знают).
3. Как называют дни недели, знают ли их последовательность.
Обследование позволяет выявить уровень развития временных представлений, дает возможность более точно определить основные направления фронтальной работы и индивидуальной работы.
Исследование показывают, что дети с нарушением интеллекта, которые воспитывались в специальных дошкольных учреждениях, знакомы с терминами, обозначающими временные интервалы-времена года, дни недели. Однако они не могут самостоятельно назвать последовательно все времена года и затрудняются с перечислением дней недели. Умственно отсталые дети называют времена года, опираясь на существенные признаки. Лучше дифференцируют зиму и лето, представления о весне и осени нечеткие.
ТИПОМЕТРИЯ (от тип и ...метрия), полиграфическая система измерения элементов шрифта и наборных форм, за основу в которой принят французский (в некоторых странах английский) дюйм. Основные единицы типометрии: пункт равный 1/72 дюйма (0,376 мм), и квадрат, равный 48 пунктам (18,04 мм).
МУЗЕУС Иоганн Карл Август (1735-87) , немецкий писатель. Его переработка германских, романских и славянских преданий (сборник "Народные сказки немцев", 1782-86) предвосхитила сказки романтиков Л. Тика, Э. Т. А. Гофмана, А. Шамиссо.
ДЖЕВОНС (Jevons) Уильям Стэнли (1835-1882) , английский логик, экономист, статистик. Последователь Дж. Буля. Создал систему логики, основанную на принципе замещения равных. Построил "логические счеты" и логическую машину. Сторонник предельной полезности теории. Применял логико-математический аппарат к анализу экономических явлений.