Формирование интереса к урокам математики Формирование интереса к урокам математикиСтраница 23
Для организации любой игры необходимо:
Сценарий. Весь ход игры с оговариванием возможных вариантов ее развития, в зависимости от поведения игроков.
Содержание. Тот теоретический материал, который будет предложен.
Дидактический материал:
а) Условия для игроков
б) Вопросы, задания и т. п.
в) Плакаты, украшение, оформление.
г) Награждение
д) Заготовки для освещения хода игры.
Для проведения дидактической игры (особенно игра-контроль) можно порекомендовать детям познакомиться с новым или углубляющим материалом, и один из конкурсов представить как домашнее задание. Одним из приемов является продажа подсказок, как учителем, так и командой противника.
Нельзя забывать о наградах, поощрениях и выделении активных игроков. И для максимальной объективности можно порекомендовать:
а) взаимооценку
б) самооценку
в) оценку преподавателя
г) оценку, в соответствии с местом, занятым командой
Затем берется среднее арифметическое всех оценок и ставится итоговая оценка за урок.
Кроссворд
Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая игра ¾ кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти.
На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала.
Логические задания кроссвордов подбираются с возрастными и психологическими особенностями учащихся.
Способов зашифровки много, однако наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребенка сообразительности, поэтической выдумки. Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.
Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале ¾ для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости.
Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). Вот что писал по этому поводу К.Д.Ушинский: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные».
Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов,
является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку ¾ как творческую задачу.
Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем знаний ¾ важное условие успешности учебного процесса. Однако известно, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала ¾ кроссворды. Работать с ними можно с первого класса.
АНАБАЗИН , алкалоид растения ежовник безлистный семейства маревых; содержится также в табаке. По химическому строению и физиологическому действию близок никотину.
ГРИММ (Grimm) Роберт (1881-1956) , один из лидеров Социал-демократической партии Швейцарии (ее председатель до 1919) и 2-го Интернационала. Председатель Циммервальдской (1915) и Кинтальской (1916) конференций; центрист. Участвовал в создании 2 1/2-го Интернационала.
САНДИНИСТСКИЙ ФРОНТ НАЦИОНАЛЬНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ (СФНО) в Никарагуа , основан в 1961. В 1961-79 СФНО возглавлял борьбу против режима Сомосы.