Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Страница 5

Все это заставляет нас сделать вывод: средняя «доза общения», которую получает в сутки маленький европеец, значительно меньше той, что достается на долю африканского младенца.

Итак, мы рассмотрели первые шаги воспитания в европейских и архаичных культурах. И обнаружили любопытный факт: не всегда методы воспитания европейцев идут впереди архаичных . Кое в чем европейским мамам следует поучиться у африканских. Правда, это касается лишь такой формы, воспитания, как общение. [44].

У маленьких детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой, исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности и перемешивается с ними.

Ребенок то занят своим партнером (взрослым, ровесником), то переключается на другие дела.

Как же и когда появляется потребность в общении у детей? Исследования М.И. Лисиной [33] свидетельствуют о том, что сразу после рождения ребенок никак не общается с взрослыми: он не отвечает на его обращения и, конечно, сам к нему не адресуется. А после 2-х месяцев младенцы вступают во взаимодействие с взрослыми, которое можно считать общением; они развивают особую активность ("комплекс оживления"), объектом которой является взрослый, и стремятся привлечь внимание взрослого, чтобы самим стать объектом такой же активности с его стороны.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности – человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности-комплекс оживления. Комплекс оживления это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления – это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого. [2]

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового тира деятельности – непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д.Б.Эльконина [53], специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности другой человек. Но если предмет деятельности другой человек, то эта деятельность – и есть общение. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д.Б.Эльконин [54], а то, что предметом деятельности становится другой человек.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

ЛУКЬЯНОВ Анатолий Иванович (р . 1930), российский государственный деятель. С 1969 на работе в аппарате Президиума ВС СССР и ЦК КПСС, в 1987-88 секретарь ЦК. С 1989 1-й заместитель, в 1990-91 председатель ВС СССР. Член ЦК в 1986-91, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС в 1988-90. Привлечен к уголовной ответственности в связи с попыткой т. н. ГКЧП осуществить государственный переворот 19-21 августа 1991. Освобожден из-под стражи по амнистии Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации в 1994. Депутат Государственной Думы в 1993-95, в 1995 избран повторно.

ПЕРЕЛОЖНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛЕДЕЛИЯ , примитивная система земледелия; после снятия нескольких урожаев землю (перелог) оставляли без обработки на 8-15 лет для восстановления плодородия почвы.

МОРФОСТРУКТУРЫ (от греч . morphe - форма и лат. structura - строение), крупные элементы рельефа суши, дна океанов и морей, ведущая роль в образовании которых принадлежит эндогенным процессам (напр., равнинно-платформенные и горные области суши, ложе океана). Морфоструктуры второго порядка - отдельные возвышенности, массивы, впадины и т. п.