Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Страница 5

Все это заставляет нас сделать вывод: средняя «доза общения», которую получает в сутки маленький европеец, значительно меньше той, что достается на долю африканского младенца.

Итак, мы рассмотрели первые шаги воспитания в европейских и архаичных культурах. И обнаружили любопытный факт: не всегда методы воспитания европейцев идут впереди архаичных . Кое в чем европейским мамам следует поучиться у африканских. Правда, это касается лишь такой формы, воспитания, как общение. [44].

У маленьких детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой, исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности и перемешивается с ними.

Ребенок то занят своим партнером (взрослым, ровесником), то переключается на другие дела.

Как же и когда появляется потребность в общении у детей? Исследования М.И. Лисиной [33] свидетельствуют о том, что сразу после рождения ребенок никак не общается с взрослыми: он не отвечает на его обращения и, конечно, сам к нему не адресуется. А после 2-х месяцев младенцы вступают во взаимодействие с взрослыми, которое можно считать общением; они развивают особую активность ("комплекс оживления"), объектом которой является взрослый, и стремятся привлечь внимание взрослого, чтобы самим стать объектом такой же активности с его стороны.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности – человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности-комплекс оживления. Комплекс оживления это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления – это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого. [2]

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового тира деятельности – непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д.Б.Эльконина [53], специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности другой человек. Но если предмет деятельности другой человек, то эта деятельность – и есть общение. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д.Б.Эльконин [54], а то, что предметом деятельности становится другой человек.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

ПУШКАРИ , в Русском государстве 16-17 вв. служилые люди "по прибору", обслуживавшие артиллерию. Служба была наследственной.

СОЮЗ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ , массовая атеистическая организация в СССР в 1925-47.

ЯВКА С ПОВИННОЙ , добровольное заявление о совершении преступления, сделанное органу дознания, следователю, прокурору или суду (судье) до привлечения в качестве обвиняемого или подозреваемого. Рассматривается как обстоятельство, смягчающее ответственность.