Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитииСтраница 5
Все это заставляет нас сделать вывод: средняя «доза общения», которую получает в сутки маленький европеец, значительно меньше той, что достается на долю африканского младенца.
Итак, мы рассмотрели первые шаги воспитания в европейских и архаичных культурах. И обнаружили любопытный факт: не всегда методы воспитания европейцев идут впереди архаичных . Кое в чем европейским мамам следует поучиться у африканских. Правда, это касается лишь такой формы, воспитания, как общение. [44].
У маленьких детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой, исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности и перемешивается с ними.
Ребенок то занят своим партнером (взрослым, ровесником), то переключается на другие дела.
Как же и когда появляется потребность в общении у детей? Исследования М.И. Лисиной [33] свидетельствуют о том, что сразу после рождения ребенок никак не общается с взрослыми: он не отвечает на его обращения и, конечно, сам к нему не адресуется. А после 2-х месяцев младенцы вступают во взаимодействие с взрослыми, которое можно считать общением; они развивают особую активность ("комплекс оживления"), объектом которой является взрослый, и стремятся привлечь внимание взрослого, чтобы самим стать объектом такой же активности с его стороны.
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности – человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности-комплекс оживления. Комплекс оживления это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления – это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого. [2]
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового тира деятельности – непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д.Б.Эльконина [53], специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности другой человек. Но если предмет деятельности другой человек, то эта деятельность – и есть общение. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д.Б.Эльконин [54], а то, что предметом деятельности становится другой человек.
ЩЕПКИН Михаил Семенович (1788-1863) , российский актер. Реформатор русского театра. До 1822 крепостной, играл в крепостном театре. С 1805 на провинциальной, с 1823 на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Утверждал просветительное значение театра, требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, разрабатывал принципы искусства перевоплощения. Друг А. И. Герцена, Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского, Т. Г. Шевченко, он во многом определял идейные и художественные позиции Малого театра. Лучшие роли в произведениях сатирической направленности (Фамусов - "Горе от ума" А. С. Грибоедова; Городничий - "Ревизор" Н. В. Гоголя), а также образы "униженных и оскорбленных" (Муромский - "Свадьба Кречинского" А. С. Сухово-Кобылина; Кузовкин - "Нахлебник" И. С. Тургенева).
МГД-НАСОС , то же, что магнитогидродинамический насос.
БАЛДОНЕ (Baldone) , поселок городского типа в Латвии, в 33 км от Риги. 2,3 тыс. жителей (1991). Бальнеологический и грязевой курорт.