Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии
Страница 7

Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает интенсивно развиваться и становится речевым (Д.Б.Эльконин) [54]. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д.Б.Эльконина [55], надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом). Развитие речи – это «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности. Таким образом, связь между словом и предметом или словом и действием возникает только при наличии потребности в общении, в системе деятельности ребенка, производимой с помощью взрослого или совместно с ним.

В период переходный от младенчества к раннему детству, как и в деятельности ребенка, так и в общении со взрослыми происходят существенные сдвиги. Прежде всего значительно дифференцируются отношения ребенка к окружающим людям и вещам. Одни отношения возникают на основе удовлетворения основных потребностей ребенка ( еда, сон, одевание) . Другие отношения возникают в связи с самостоятельной деятельностью ребенка с различными предметами – игрушками и предметами обихода; третьи – на почве ориентировки ребенка в мире вещей, еще недоступных ему непосредственно, но уже заинтересовавших его. Однако, при всем многообразии возникающих в этом возрасте отношений, все они могут быть реализованы лишь в совместной деятельности со взрослыми (Д.Б.Эльконин) [55].

Все основные новообразования связаны с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого: ребенок называет себя другими именами. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам». Л.С. Выготский [9] назвал это новообразование «внешнее Я сам». Его возникновение приводит к полному распаду прежней социальной ситуации, что проявляется в кризисе 3-х лет.

Кризис 3-х лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает возникновение не только внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

ЗОРИН Леонид Генрихович (р . 1924), российский драматург. В пьесах на современные ("Варшавская мелодия", 1967; "Максим в конце тысячелетия", 1989) и исторические ("Дион", 1965; "Медная бабушка", 1975; "Граф Алексей Константинович", 1992) темы - враждебность общества личности, творчеству, любви, тенденция к интеллектуализации драмы. Роман-трилогия: "Старая рукопись" (1980), "Странник" (1984), "Злоба дня" (1992).

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ , хищное млекопитающее семейства медведей. Длина 2-2,5 (до 3) м, весит до 700-800 кг. Типичный представитель арктической фауны: населяет область плавучих льдов и побережья Сев. Ледовитого ок. Летом кочует. Хорошо плавает и ныряет. Основная пища - тюлени. Находился под угрозой уничтожения, но с кон. 70-х гг. численность восстанавливается. Специально охраняется в заповеднике Остров Врангеля. В Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

АРНОЛЬДСОН (Arnoldson) Клас (1844-1916) , шведский журналист. Редактор ряда периодических изданий, освещавших проблемы мира. Один из основателей в 1883 Шведского союза мира и арбитража. Выступал за нейтралитет Швеции в международных отношениях. Нобелевская премия мира (1908, совместно с Ф. Байером).