Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии Формирование общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитииСтраница 11
К концу дошкольного детства у детей появляется высшая для дошкольников форма общения с взрослыми- внеситуативно-личностная. Ведущим в этой форме является личностный мотив.
Еще одной особенностью становления общения в конце дошкольного детства является произвольный контекстный характер обучения, который имеет прямое отношение к готовности и школьному обучению. Потеря непосредственности общении с взрослыми и, соответственно, обретение произвольности понимаемой как способность подчинять свое поведение определенным задачам и соответствующим им правилам и требованиям, выступает существенным компонентом психологической готовности к школьному обучению (Е.Е.Кравцова [22]).
Чем выше форма общения с взрослым, тем внимательнее и чувствительнее ребенок к оценке взрослого и к его отношению, тем более он сосредоточен на материале общения. Поэтому на уровне внеситуативно-личностной формы общения дошкольники легче усваивают сведения, излагаемые взрослым в ходе игры, в условиях, приближенных к занятиям (Е.О.Смирнова [46], Х.Т.Бедельбаева [4]). следовательно, сформированость внеситуативно- личностной формы общения к школьному возрасту приобретает особое значение и обуславливает коммуникативную готовность ребенка к школьному обучению.
В общении детей со сверстниками выделяют также ряд последовательно сменяющих друг друга форм общения (М.И.Лисина):
1. эмоционально-практическая;
2. ситуативно-деловая;
3. внеситуативно-деловая.
Эмоционально-практическая форма общения возникает на третьем году жизни ребенка. От сверстника ребенок ожидает соучастия в своих забавах и само выражениях. Основные средства общения являются экспрессивно-мимические.
Примерно в 4 года возникает вторая форма общения со сверстниками - ситуативно-деловая. Роль общения со сверстниками у детей старше 4-х лет заметно возрастает среди других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников - сюжетно-ролевой игры.
Основным средством общения становится речь.
Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей (Л.С.Выготский [10], А.Р.Лурия [36]), показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи.
С другой стороны, известно, что у детей с нарушением речи может замедлиться интеллектуальное развитие. Те же исследователи утверждают, что речевые нарушения (в том числе и общее недоразвитие речи), у детей с задержкой психического развития или с умственной отсталостью встречаются гораздо чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Поэтому принято рассматривать речевую недостаточность в тесном единстве с особенностями психического развития ребенка. В.С.Мухина [39] подчеркивает: «Формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка».
При помощи речи люди имеют возможность общаться с окружающими, получают новую информацию.
Р.И.Лалаева [25] отмечает, что на раннем этапе развития речи ребенка прослеживаются различные истоки мышления и речи. С одной стороны, еще до начала формирования речи проявляются зачатки интеллектуальных реакций. С другой стороны, наблюдаются доинтеллектуальные корни речи (гуление, лепет).
ПРАЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (Карлов университет) , Чехия, основан в 1348. В нач. 90-х гг. ок. 26 тыс. студентов.
УЭД-МЕДАНИ , город в Судане, см. Вад-Медани.
РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) , российский живописец, передвижник. Вскрывал противоречия действительности ("Крестный ход в Курской губернии", 1880-83), работал над темой революционного движения ("Арест пропагандиста", 1880-92; "Не ждали", 1884-88). В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты ("Иван Грозный и сын его Иван", 1885), создал яркие вольнолюбивые образы ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878-91). В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане ("М. П. Мусоргский", 1881).