Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развитияСтраница 51
В основе правила правописания безударной гласной в корне слов, как и многих других орфографических правил, лежит фонематический принцип русской орфографии, в соответствии с которым одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции. Опираясь на данный принцип, учителю важно показать, что при написании нельзя доверять произношению. Следовательно, надо научить детей определять, в какой морфеме содержится сомнительный звук, развивать у них умение находить проверочные слова.
Умению выделить сомнительный звук помогут отличительные частные признаки правила правописания безударных гласных в корне слов, раскрытые М.Р. Львовым:
1) безударность, отсутствие ударения, неясность звучания;
2) гласные [а], [о],[е],[и] как наиболее опасные;
3) место в слове – корень.
Учитывая отличительные признаки правописания безударных гласных в корне слов, можно определить структуру этого правила. В самом правиле можно выделить четыре составляющих его ступени:
Что надо проверять? |
Проверять надо безударную гласную. |
Где надо проверять? |
Проверять безударную гласную надо в корне слова, так как написание безударных гласных в других частях слов не подчиняется правилу. |
Как надо проверять? |
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать к этому слову родственное слово или изменить форму слова. |
Чем надо проверять? |
Проверять надо ударением, так как в положении под ударением написание гласной соответствует произношению. |
В ходе изучения данного правила ученик должен поставить в слове ударение, указать ударные и безударные гласные, найти корень слова, подобрать к слову родственные слова или изменить форму слова, выбрать нужное проверочное слово с ударной гласной в корне. [31, 47]
Приведем примеры упражнений и дидактических игр, которые учитель может использовать в работе под правилом правописания безударных гласных:
1. Дидактическая игра «Забей гол».
На доске написаны слова с безударной гласной в два столбика для двух команд. У каждой команды набор мячей (круг с записанной в нем гласной). По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество голов.
|
ХИМИЧЕСКОЕ ОСАЖДЕНИЕ ИЗ ГАЗОВОЙ ФАЗЫ , получение твердых веществ с помощью химических реакций, в которых участвуют газообразные реагенты. Используют для получения текстурированных покрытий, монокристаллов, эпитаксиальных и монокристаллических пленок (напр., в планарной технологии), нитевидных монокристаллов ("усов"), барьерных слоев (предотвращающих разрушение покрытий на соплах ракет), при изготовлении различных изделий сложной конфигурации и др.
МОРДОВЦЕВ Даниил Лукич (1830-1905) , русский и украинский писатель, историк. В 1850-70-е гг. сотрудничал в демократической печати. Романы ("Великий раскол", "Соловецкое сидение", оба - 1880; "За чьи грехи?", 1890), повести из истории России 17-19 вв., описания путешествий. Труды по истории народных движений, самозванства.
УСТЬ-ОРДЫНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ , в Российской Федерации, Иркутская обл. 22,4 тыс. км2. Население 142,2 тыс. человек (1993), буряты и русские; 4 поселка сельского типа (1993). Центр - пос. Усть-Ордынский. Расположен в южной части Лено-Ангарского плато, к западу от оз. Байкал. Средние температуры января ?22 °С, июля 17 °С. Осадков 270-330 мм в год. Главная река - Ангара. Добыча каменного угля, гипса. Лесная, деревообрабатывающая, пищевая промышленность. Посевы зерновых (главным образом пшеницы) культур. Животноводство (крупный рогатый скот, овцы) молочно-мясного и шерстного направлений. Судоходство по Ангаре.