Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развитияСтраница 46
3. Выписать слова с парной согласной на конце слова.
4. Выписать слова с ударением на первом (втором, третьем) слоге.
5. Составить и записать рассказ по опорным словам: ветер, мороз, коньки, суббота, весело, ребята.
6. Составить цепочку слов, где каждая последняя буква в слове является первой следующего слова.
7. Диктант-игра «Кто больше запомнил?». Чтение по 2-3 слова цепочкой. Во время паузы дети записывают, что запомнили.
Работа по такой системе над словами с непроверяемыми написаниями повышает орфографическую грамотность учащихся, качество знаний этих слов. [Лоптева, 56-57].
Расскажем об одной интересной работе, дающей также положительные результаты при усвоении слов с непроверяемыми написаниями и являющейся важной для лингвистического развития учащихся. В последнее время в средних классах учителя русского языка в работе над этими словами успешно применяют этимологический анализ. Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяют для того, чтобы побудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, «упрощенным».
Ученикам нравится «разгадывать» всем вместе написание того или иного трудного слова. Так, в III классе, работая со словами телефон, телеграф, телевизор, телескоп, учащиеся узнают, что первая часть слов теле- пришла в русский язык из греческого языка и обозначает далеко. Ребята легко и осознанно запоминают графический образ этих слов. В латинском языке есть приставка кон-. Воспользовавшись этими сведениями, знакомим учащихся с написаниями таких трудных слов, как конфета; ко- команда, командир; кол- коллекция, коллективный; де- демонстрация, депутат, делегат, декорация.
Читают ребята рассказ К. Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение и которому это занятие доставляло большую радость. «Найдешь слову объяснение и радуешься», - говорил он писателю. «Попробуем и мы догадаться, почему отдельные растения, птицы, животные называются именно так», - говорит учитель ребятам. Показывает цветные картинки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя. Рассматривая рисунки, учащиеся делают выводы, свои первые «открытия»: «Гвоздику так назвали потому, что по форме она похожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина как бы состоит из малых ягод, синица – синяя (в окраске ее оперения преобладает синий цвет), медведь любит мед и потому знает (ведает), где его искать». Читает ребята стихи Е. Серовой из цикла «Подскажи словечко»:
ЕПИТИМЬЯ (эпитимия) (от греч . epitimion - наказание), в христианстве - церковное наказание в виде поста, длительных молитв и т. п., налагается исповедующим священником.
ЯНЧЖОУ , город в восточной части Китая, пров. Цзянсу, на Великом канале. 313 тыс. жителей (1990). Пищевая промышленность (рисоочистительная, мукомольная, маслобойная и др.), производство сельскохозяйственных орудий.
УМАНЬ , город (с 1795) на Украине, Черкасская обл. Железнодорожная станция. 92,7 тыс. жителей (1991). Машиностроение (сельскохозяйственное, приборостроение и др.), пищевая, легкая промышленность. 2 вуза. Музеи: краеведческий, истории газеты "Искра", Г. И. Котовского; картинная галерея Дендрарий "Софиевка" АН Украины - памятник садово-паркового искусства 18-19 вв. Известен с 1616.