Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развитияСтраница 44
Развитию речи способствуют упражнения типа орфографических задач. Под ними понимается выполнение сложных действий на основе применения правил способов проверки. Решение орфографических задач обеспечивает наивысшую осознанность в работе по орфографии по сравнению с другими способами ее усвоения. Как и всякая задача, орфографическая задача содержит данные условия, решения и вопросы (то, что нужно знать).
Трудность орфографической задачи состоит в том, что школьник в сущности должен сам перед собой поставить эту задачу. Школьник должен:
1. Найти орфограмму в слове.
2. Определить ее тип; проверяемая или нет, если проверяемая, то определить, к какой орфографической теме относится.
3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы.
4. Определить «шаги», ступени решения задачи и их последовательность.
5. Решить задачу.
6. Написать слово в соответствии с решением своей орфографической задачи.
Примеры орфографических задач: вставить в нижеприведенных словах пропущенные буквы и доказать правильность написания, составить из данных слов возможные словосочетания, а затем и предложения.
Раз…вается (флаг, промышленность); сп…шите (в школу, здание).
Дети пишут:
Развевается (веет) влаг. На здании развевается российский флаг. Развивается (развитие) промышленность. В нашей стране промышленность с каждым годом развивается.
Решение орфографических задач – это один из эффективных путей обучения орфографии, который вводится в орфографию и приносит реальные результаты. [36,23].
Работа над непроверяемыми написаниями.
Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми гласными. Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.
«Как известно, навыки грамотного письма формируются в процессе упражнений, причем прочность этих навыков находится в прямой зависимости от числа «встреч» учащихся с трудными орфограммами» (Д.Н. Богоявленский). Каждый учитель знает: чем больше дети пишут, тем прочнее их навыки. Особенно это относится к непроверяемым написаниям.
Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Однако словарной работе в школе уделяют и доныне мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами русского языка, ведется она с I по X класс», - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.
Нет необходимости доказывать, как велика роль орфографического словаря в повышении грамотности, культуры речи. Орфографический словарь, относящийся к «словарям правильной речи», предназначается для самого широкого круга читателей, так или иначе соприкасающихся с вопросами написания слов.
Наибольшую помощь может оказать словарь для проверки гласных в корне, не проверяемые ударением, непроверяемых согласных в корне, удвоенных согласных в корне (касса, хоккей), безударных гласных /е/, /и/, /а/, /я/ в суффиксах неопределенной формы, формы прошедшего времени, слитного и раздельного написания приставок в наречиях, единичных окончаний, правописание которых тоже нельзя объяснить правилами.
Приведем пример изучения словарных слов во II классе (по программе I-IV). В начале года все слова с непроверяемыми гласными делятся на 10 групп:
1. 2. 3. |
фамилия Москва хороший Родина город карандаш тетрадь русский язык пенал ягода капуста урожай колхоз берёза |
4. 5. 6. |
товарищ ребята девочка ученик дежурный учительница весело быстро вдруг скоро работа завод машина народ лопата |
7. 8. 9. 10. |
сорока воробей ворона ветер мороз коньки суббота посуда одежда пальто платок молоко корова собака медведь заяц |
ГОЛЬДИНГЕН , официальное название г. Кулдига в Латвии до 1917.
ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ , формальные языки для описания данных (информации) и алгоритма (программы) их обработки на ЭВМ. Основу языков программирования составляют алгоритмические языки. Первыми языками программирования были машинные языки, представляющие собой системы команд для конкретных ЭВМ. С развитием вычислительной техники появились более сложные языки программирования, ориентированные на решение различных задач: обработка экономической информации (кобол), инженерные и научные расчеты (фортран), обучение программированию (алгол-60, паскаль), моделирование (слэнг, симула) и др. Расширение сферы использования ЭВМ привело к появлению многоцелевых (универсальных) языков программирования для записи алгоритмов решения задач практически из любой области (алгол-68, СИ, ПЛ/1 и др.), а также языков программирования для персональных ЭВМ (бейсик, паскаль и др.). Для перевода (трансляции) описаний алгоритмов с одного языка программирования на другой, преимущественно на машинный язык, применяют специальные программы - трансляторы.
ГОНКУР (Goncourt) , французские писатели, братья: Эдмон (1822-96) и Жюль (1830-70). В романах из жизни разных слоев французского общества ("Жермини Ласерте", 1865; "Рене Мопрен", 1864, и др.) сочетаются принципы реализма и натурализма. "Дневник" (полностью опубликован в 1956-58) - летопись литературно-театральной жизни Парижа. После смерти брата Эдмон написал романы "Братья Земганно" (1879), "Актриса Фостен" (1882) и др. По его завещанию в 1896 основана т. н. Гонкуровская академия.