Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития
Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития
Страница 42

Еще один способ обучения орфографии – это запоминание графического состава слова, его «образа». К данному способу обучения относятся такие методические приемы, как разнообразные приемы списывания, зрительные диктанты, использование «Орфографического словарика», проговаривание слова, вывешивание плакатов, приемы самопроверки и другие.

Любой метод, в том числе и метод запоминания, должен быть целенаправленным и содержать в себе все элементы сознательности, которые повышают уровень запоминания. Простейший прием в данном методе – требование, установка: «Запомни, как пишутся проверяемые правилом эти слова».

Запоминанию способствуют такие виды работ учащихся, как обращение к орфографическому словарику, проверка слов по словарю, запись трудных непроверяемых слов по памяти с последующей проверкой по словарю.

Запоминанию орфографии способствуют и такие упражнения как орфографические пятиминутки, проводимые в начале урока и состоящие из устного проговаривания трудных слов, в записи некоторых из них, различные варианты грамматического разбора, и другие.

Запоминание осмысливается также при составлении самими учащимися орфографических словариков, использование орфографического лото, вывешивание в классе плакатов, на которых написаны трудные слова и орфограммы выделены красным цветом.

Упражнение на запоминание – это отнюдь не только списывание, система запоминания орфографии пронизывает все уроки русского языка.

Установлено, что в запоминании правописания слов, их сочетаний действуют факторы – зрительный, слуховой, рече-двигательный, рукодвигательный и мыслительный.

Ученики запоминают зрительный «образ» слова, его общий вид, при побуквенном, орфографическом проговаривании запоминают также движения органов аппарата речи и пишущей руки.

Нередко можно услышать, что для выработки орфографического навыка нужно много писать, и что школьник сам может запомнить правописание слов. Писать действительно нужно много, но не следует полагаться на одно лишь непроизвольное запоминание орфограмм.

Отсюда следует, что к числу упражнений на запоминание относятся лишь такие упражнения, которые опираются на произвольное запоминание, то есть требуют от ученика не только письма, но и каких-либо сознательных операций.

Упражнения творческого характера при обучении орфографии.

Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений (диктуется каждое слово по слогам), и на логику изложения.

Самые легкие творческие работы – это составление предложений по опорным словам. Очень любят дети писать творческие диктанты. Дети часто спрашивают, как написать то или иное слово. Это показатель вдумчивого, сознательного отношения к работе. Обязательна проверка работы. Можно предложить детям пользоваться такой памяткой при проведении творческих работ:

1.Составь рассказ.

2.Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.

3. Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочные слова.

4.Проверь по слогам каждое слово.

5.Проверь, все ли нужные мысли ты записал.

Развивать сознательное восприятие слова помогают грамматические зарядки, которые включаются в уроки русского языка. В чем их суть? Произносится слово, одновременно на доске изображается его схема (в виде прямоугольника). Дети вдумываются в смысл, определяют с маленькой или большой буквы писать и почему.

Страницы: 38 39 40 41 42 43 44 45 46

РАПСОДИЯ (греч . rhapsodia), музыкальное произведение (инструментальное), как бы воссоздающее исполнение рапсода. Рапсодию отличают свобода формы (разноплановые эпизоды), использование народно-песенных тем, эпический характер (фортепианные рапсодии Ф. Листа).

МАЛГОБЕК , город (с 1939) в Российской Федерации, Чечено-Ингушетия, в 43 км от ж.-д. ст. Моздок. 20,8 тыс. жителей (1992). Центр нефтедобывающего района. Газоперерабатывающий завод.

ЧИНИЗЕЛЛИ (Ciniselli) , семья цирковых артистов и предпринимателей. По происхождению итальянцы, с 1869 - в России. Основатель династии - Гаэтано Чинизелли (1815-81), в 1877 построил в Санкт-Петербурге стационарное здание цирка.