Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развитияСтраница 39
Грамматический разбор в начальных классах направлен на развитие умений детей осознанно применять полученные грамматические знания в процессе письменной и устной речи. В зависимости от конкретных целей обучения используется обучающий и контрольный, устный и письменный разбор. Обычно орфографический разбор (который не следует смешивать с морфологическим) проводится в устной форме и преимущественно всем классом, коллективно.
В отличие от грамматического при разборе орфографическом основное внимание сосредотачивается на тех словах или отдельных морфемах, которые могут представлять интерес именно с точки зрения обучения правописанию, в написании которых возможны или обычны орфографические ошибки.
Орфографический разбор следует проводить на достаточно насыщенном в орфографическом отношении тексте, по такому, например, плану:
1. Учащиеся отыскивают в тексте данные орфограммы: эти орфограммы можно не только выделить и назвать, но и подчеркнуть их, если работа идет по тетради, или отметить точками, или выписать в тетрадь, если работа ведётся по печатному тексту.
2. Ученики обозначают орфограммы, формулируют правила, сопоставляют это написание с другими, аналогичными, уже разобранными на уроке.
Орфографический и грамматический разбор как упражнения по форме и содержанию очень близки между собой: они могут применяться как самостоятельные упражнения или входить в упражнения другого рода в качестве их элементов. Последнее имеет место, например, при предупредительном или объяснительном диктанте, при раздаче тетрадей после проверки письменных работ, в работе над ошибками.
Орфографический разбор можно связать с чтением, если, например, в тесте встречается значительное количество случаев на изучаемую орфограмму или на проходимые в данный момент разделы программы по грамматике, связанные по своему содержанию с орфографией.
Орфографический разбор находит себе применение также при проверке домашнего задания, при объяснении нового материала, при закреплении и повторении. Упражнения в орфографическом разборе могут состоять как в разборе всех орфограмм, встречающихся в тексте, так и в разборе лишь орфограмм одного какого-либо рода, что определяется целями и характером каждого данного урока. Орфографический разбор должен применяться систематически, в течение всего периода обучения орфографии. Но посвящать целый урок только орфографическому разбору нецелесообразно, в один приём на него может затрачиваться 10-15 минут. Таким образом остается время для других упражнений.
Особенности проведения некоторых видов грамматического разбора находятся в тесной взаимосвязи: разбор по составу слова с орфографическим разбором, проведение синтаксического разбора в совокупности с морфологическим, орфографического с опорой на разбор по составу слова.
При орфографическом разборе должны соблюдаться следующие этапы решения орфографических задач:
1. нахождение орфограммы и определение её типа.
2. Решение задач в общем виде (правило).
3. Способ проверки.
4. Запись.
Письменно: Подготовки (3) – цифрой в скобках указывается количество орфограмм в слове.
Устно: разбор начинаю с приставки.
Приставка – под- с гласной –о- и согласной –д-
Доказываю: готовил, приготовил.
В корне безударная гласная –о-, запоминаю её. Непроизносимых и сомнительных нет.
Суффикс –и-, потому что в неопределенной форме –подготовить- суффикс –и-.
Большую помощь в решении орфографических задач оказывают опорные схемы. Для правописания корня и окончания используются также схемы.
САСКАЧЕВАН (Saskatchewan) , река в Канаде. Образуется слиянием рек Норт-Саскачеван и Саут-Саскачеван, берущих начало в Скалистых горах. Длина 544 км (от истока Саут-Саскачеван 1928 км); площадь бассейна 385 тыс. км2. Впадает в оз. Виннипег. Средний расход воды 780 м3/с. Судоходна.
ЦЕЗИЙ (лат . Caesium), Cs, химический элемент I группы периодической системы Менделеева, атомный номер 55, атомная масса 132,9054. Назван от латинского caesius - голубой (открыт по ярко-синим спектральным линиям). Серебристо-белый металл из группы щелочных; легкоплавкий, мягкий, как воск; плотность 1,904 г/см3, tпл 28,4 °С. На воздухе воспламеняется, с водой реагирует со взрывом. Основной минерал - поллуцит. Применяют при изготовлении фотокатодов и как геттер; пары цезия - рабочее тело в МГД-генераторах, газовых лазерах.
СТРЕМГРЕН (Stromgren) Сванте Элис (1870-1947) , датский астроном. Более 30 лет (с 1913) Копенгагенская обсерватория под его руководством занималась "Копенгагенской проблемой трех тел", численно отыскивая периодические орбиты. Показал, что кометы с параболическими орбитами до прихода в Солнечную систему двигались по эллиптическим орбитам.