Формирование речи у дошкольников
Формирование речи у дошкольников
Страница 10

Мишка косолапый

По лесу идет,

Шишки собирает,

Песенки поет.»

г) при произнесении фразы, сложной в артикуляторном плане, которой ребенок предварительно обучался: «Мама Милу мылом мыла»;

д) при произнесении хорошо знакомой фразы: «Мишка косолапый по лесу идет»;

Все речевые задания записываются на магнитопленке. Подсчитывается количество слогов в секунду. Отмечается, в каком темпе говорил ребенок: в медленном, в нормальном, в быстром.

Определяется возможность произнесения стихотворения в заданном темпо-ритме под удары метронома: 2,7 уд/сек., 2 уд/сек., 1,3 уд/сек., 0,6 уд/сек

Отмечается:

- ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпо-ритме;

- ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпо-ритме;

- невозможность чтения стихотворения в заданном темпо-ритме.

2) Определяется возможность одновременной реализации движений и речи в соответствии с инструкцией «Произносить фразу «Дует ветер, сильный ветер» и хлопать одновременно в ладоши». Экспериментатор предварительно демонстрирует образец, детям предлагается темпо-ритм, соответствующий по метроному 1,7 – 2 уд/сек., так как согласно исследованиям Б.М.Теплова (1985г.) наиболее благоприятная скорость для субъективной ритмизации является ритм, соответствующий 1,7 – 2 уд/сек

Отмечается:

- говорит и хлопает одновременно;

- движения и речь не всегда одновременны;

- невозможность одновременной реализации движений и речи.

3) Определяется возможность воспроизведения ритмических рисунков фраз разного стихотворного размера (хорей, дактиль) при: а) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением и под удары метронома.

б) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением;

в) воспроизведение ритмического рисунка с помощью «татакирования»;

г) воспроизведении ритмического рисунка без речевого сопровождения;

Отмечается:

- правильное и самостоятельное воспроизведение ритмического рисунка;

- трудности при самостоятельном воспроизведении;

- невозможность воспроизведения ритмических рисунков.

Оценка ребенком собственного темпа речи.

1) Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при пересказе текста вслед за логопедом.

2) Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при чтении стихотворения «Мишка косолапый».

Отмечается:

- правильная и самостоятельная оценка собственного темпа речи;

- правильная, но с помощью экспериментатора;

- неправильная;

- отказ от оценки.

Обследование мелодико-интонационных характеристик речи.

1) Определяется способность ребенка к понижению и повышению собственного голоса при произнесении различного речевого материала.

2) Определяется способность ребенка правильно расставлять логическое ударение при произнесении различного речевого материала:

а) Экспериментатор читает ребенку фразу без соблюдения логических ударений. Ребенок должен повторить ее, правильно расставив все логические ударения;

б) При повторении ребенком стихотворного текста вслед за экспериментатором;

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

ЗОЛОТАЯ ОРДА , монголо-татарское государство, основано в нач. 40-х гг. 13 в. ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили Зап. Сибирь, Сев. Хорезм, Волжская Болгария, Сев. Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак. Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости. Столицы: Сарай-Бату, с 1-й пол. 14 в. - Сарай-Берке (Н. Поволжье). В 15 в. распались на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и другие ханства.

ТОНИК (от англ . tonic water - тонизирующая вода), безалкогольный газированный напиток с добавлением хинина. Обычно используется для разбавления спиртных напитков, особенно джина.

ЖЯМАЙТИЯ (Zemaitija) , древнелитовская историческая область на северо-западе современной Литвы. Населяли жямайты. С 13 в. самостоятельное княжество (столица - Расейняй), на рубеже 13-14 вв. завоевана Тевтонским орденом. С нач. 15 в. объединилась с Литвой. Название употреблялось до нач. 20 в.