Формирование речи у дошкольников
Формирование речи у дошкольников
Страница 7

§4. Формирование интонационной стороны речи у заикающихся детей дошкольного возраста.

Работу над мелодикой и темпом речи часто называют работой над выразительностью речи. Известны различные пути проведения этой работы. Одни считают необходимым уже с первых занятий вырабатывать у заикающихся эмоциональную, выразительную речь. Этого подхода придерживается большинство исследователей (5, 8).

Выразительная речь требует от заикающихся умения владеть разным речевым темпом и модуляциями голоса. Заикающимся сразу трудно овладеть этим умением во всех речевых ситуациях. Поэтому необходим постепенный путь овладения различным темпом речи.

Некоторые специалисты предполагают уделять внимание работе над интонацией в конце курса логопедических занятий (1, 8). В этом случае становится непонятным, как можно, развивая речь заикающихся, с самого начала оставлять без внимания интонацию, которая выполняет основную функцию речи – коммуникативную.

Существует еще один подход к преодолению заикания (10). Эти авторы рекомендуют заикающимся пользоваться монотонной речью, помогающей преодолевать судороги, вызывать у них плавную речь.

Однако если рассматривать монотонность, как средство, уменьшающее судороги, то стоит использовать его на первом этапе логопедических занятий. На положительные свойства монотонности указывал еще И.А.Сикорский: « Монотонная речь – речь, лишенная естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно. Превращение естественной речи в монотонную должно в высшей степени упрощать речь и облегчать задачу артикулирования для заикающихся»(8).

Разноречивы рекомендации по развитию темпа речи заикающихся детей. Имеющиеся рекомендации чаще всего направлены на его замедление.(8, 20, 19)

Н.П.Тяпугин пишет по этому поводу: «Лечение заикания в любом возрасте и в любом периоде начинается с перевоспитания речи больного заиканием на основе обучения его слегка замедленной и плавной речи, которая имеет всестороннее и регулирующее значение»(20).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

НОВОТНЫЙ Отакар (1880-1959) , чешский архитектор. Эволюционировал от стиля "модерн" к функционализму (дом общества "Манес" в Праге, 1930).

РОЗИТТЕН , официальное название г. Резекне в Латвии до 1893.

ШТАБ (нем . Sta?), основной орган управления войсками (силами). Имеются в батальонах (дивизионах) и выше; в Вооруженных Силах России - также Генштаб, Главные штабы видов Вооруженных Сил, штаб Тыла Вооруженных Сил, штаб Гражданской обороны, штабы родов войск и специальных войск.