Формирование речи у дошкольников
Формирование речи у дошкольников
Страница 8

Но существует и другое мнение относительно формирования темпа речи у заикающихся (8, 13). Например, Л.Н.Мещерская пишет: «Все известные способы устранения заикания основаны на замедлении темпа речи. Неестественность темпа речи, боязнь насмешек со стороны окружающих являются причинами нарушения больными предписанного им темпа речи. Это приводит к возобновлению заикания»(13, с. 10). Автор предлагает проводить работу по преодолению заикания, вызывая нормальный или близкий к нормальному темп речи.

Представляет интерес мнение отдельных авторов относительно тактики воспитания темпа речи у заикающихся (21). Их рекомендации сводятся к тому, что после отработки речевых навыков, при использовании замедленного темпа речи, следует проводить работу по ускорению темпа и приближению его к нормальной разговорной речи.

М.И.Лохов, анализируя работы отечественных исследователей, отмечал, что логопедия уделяет значительное внимание ритму и слогу, так как на базе слога формируется речь ребенка, формируется с помощью ритма.

Именно слог, как первоначальный «кирпичик» речи остается неповрежденным даже в том случае, когда вся остальная речевая система полностью развалена в результате нарушения мозговых схем, то есть, по мнению М.И.Лохова, ритм и слог составляют основу для восстановления нарушенного речевого комплекса, так как в слоге присутствует ритм, и именно он оказывает лечебное воздействие(12).

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нормализация речи заикающихся тесным образом связана с выбором оптимального для них темпа речи. Но среди исследователей интонационной стороны речи заикающихся детей нет единого мнения о путях нормализации ее темпа. Одни предлагают проводить логопедическую работу, используя замедленный темп речи, другие – ускоренный, третьи – темп, приближенный к темпу речи нормально говорящих детей.

Рекомендации по мелодике речи в методиках преодоления заикания отсутствуют или заменяются рекомендациями по работе над голосом, который, по мнению многих авторов, у заикающихся теряет звонкость, становясь тихим, сдавленным (2, 4, 7, 18).

Для работы над голосом предлагаются упражнения, описанные еще в конце прошлого века И.А.Сикорским и В.Ф.Хмелевским(8). Например, проговаривание цепочек гласных то протяжно, то с прерываниями; произнесение гласных сначала шепотом или тихим голосом, а затем громко и т. п. Многие авторы логопедических методик, предназначенных для заикающихся, предлагают при работе над голосом использовать прием мягкой голосоподачи.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ЩЕЛКИН Кирилл Иванович (1911-68) , российский физик, член-корреспондент АН СССР (1953), трижды Герой Социалистического Труда (1949, 1951, 1954). Труды по горению и детонации в приложении к ядерному взрыву. Предложил теорию спиновой детонации. Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1949, 1951, 1953).

ЕВСЕВОН Маккавей (ум . 166 до н. э.), по преданию, один из семи братьев - ветхозаветных мучеников, убитых за отказ нарушить закон Моисеев в гонение Антиоха IV Эпифана (2 Маккавейская, 7). Память в Православной церкви 1 (14) августа.

СПИРАЛЬНАЯ КАМЕРА , стальная или бетонная камера для равномерного поступления воды (из напорного водовода) по всему периметру направляющего аппарата гидротурбины. Почти полностью охватывает статор гидротурбины; равномерно сужается по ходу потока.