Ян Амос Каменский Ян Амос КаменскийСтраница 9
Такое длинное название характерно для книг того периода. Заменяя собой современную аннотацию оно предваряло ознакомление читателя с книгой, информировало о содержании, становилось своеобразным рекламным проспектом.
Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них говорит о пользе дидактики вообще, вторая является посвящением всем читателям, и третья обращается ко «Всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей». [1, с. 249]
В данном вступлении автор определяет дидактику как «универсальное искусство всех учить всему» [1, с. 245]
При этом в характерной для Коменского нравственной манере он ставит целью своего учения панморалистское воспитание человека. Укажем также на антропологическую направленность введения. Ян Амос Коменский пишет, что Господь создал два превосходнейших творения: рай и человека. Педагог пытается опереться в своем произведении прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.
Педагогическая система Коменского представляет собой прежде всего протестантское христианское учение, и направлено на образование детей в христианском духе, а в дальнейшем через соответственно воспитанных детей и восстановление авторитета церкви.
Но вместе с этой целью, которая может быть оспорена по тем или иным мотивам (секулятивным или религиозным), он определяет сверхзадачу своей дидактики:
«Руководящей основой нашей дидактики пусть будет:
Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха .» [1, с. 243]
Для достижения этой цели Коменский разделяет свою книгу на 33 главы. Вероятно, это число является неслучайным. Дело в том, что в том или ином виде число «три» встречается достаточно часто в трудах великого славянского педагога. В числе глав оно повторяется дважды. Главы разделяются на ряд пунктов, каждый из которых, для удобства читателя, сопровождается подзаголовком.
ХЕРМОД (др .-исл. мужественный), в скандинавской мифологии сын Одина, который пытался вернуть из царства мертвых своего брата Бальдра.
ЭБЕЛЬ (Ebel) Жан Пьер (р . 1920), французский биохимик, профессор, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1982). Исследования по первичной структуре рибосомных РНК.
ХУММИ , озеро в нижнем течении Амура, в Хабаровском крае. 117 км2, глубина до 3,9 м. Соединяется протоками с р. Амур.