Ян Амос Каменский
Ян Амос Каменский
Страница 13

Гимназия, как дающая более продвинутое образование изучает уже и иностранные и древние языки (латинский, греческий). Изучаются так называемые "свободные искусства" (философия, риторика и пр.), а так же естествознание, география, история.

Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук - естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики. Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический. [6, с. 33]

Коменский не ставил в своих трудах задачу реформы высшего образования, так как в то время оно было традиционным, и, большей частью значительно независимым от внешних факторов. Поэтому педагог ограничивается лишь перечислением классических университетских факультетов того времени в своей "академии": богословский, юридический и медицинский.

Основные категории педагогики Коменского: «природа человека», образование, принципы (основоположения), содержание образования, методы обучения и воспитания.

В "Великой дидактике" как и в других книгах Коменский, обращается прежде всего к разработке такой диалектической категории как универсальный метод обучения. Начиная книгу обращением к читателям, он формулирует дидактику как "универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом ." [1, с. 245]

"Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшем много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год. Каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного и т.д." [6, с. 39]

Кончено, далеко не все эти идеи были выдвинуты и разработаны самим Коменским. Так, например, урок как учебный метод применялся за несколько веков до "Великой дидактики", но впервые в истории человечеств Коменский свел воедино все эти педагогические методы.

Со времени Аристотеля среди философов было популярно говорить о природе человека, его сущности. Коменский дает новое понимание природы человека. "Под природой здесь мы разумеем не испорченность, присущую нам после падения . но первое и основное наше состояние, в которое нужно еще призвать нас, как к первоначалу". [1, с. 271]

Человек по своей природе, говорит Коменский, рождается целеустремленным и способным к разумению самых разных вещей. Свойство познания божественно в человеке. " . Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего". [1, с. 273]

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17

ЖЕТОН (франц . jeton), 1) металлический значок, указывающий на принадлежность к какому-либо обществу, а также выдаваемый в память какого-либо события. 2) Металлический или пластмассовый кружок, заменяющий монету (напр., в торговых автоматах).

НАСОС-ФОРСУНКА , одноплунжерный топливный насос высокого давления, объединенный с форсункой, для впрыскивания топлива в камеру сгорания, напр. в цилиндр дизеля.

АБЭ Кобо (1924-93) , японский писатель. В романах-притчах "Женщина в песках" (1962), "Чужое лицо" (1964), "Сожженная карта" (1967) - нравственно-философская проблематика, мотивы безысходности, трагического одиночества в современном мире; в гротескно-фантастическом романе "Человек-ящик" (1973), "Ковчег "Сакура"" (1984) и в пьесах ("Мужчина, превратившийся в дубинку", 1960; и др.), не свободных от элементов рационалистического анализа, - тотально враждебный миру герой, усиление социально-критических тенденций.