Ян Амос Каменский
Ян Амос Каменский
Страница 15

Одновременно учитель должен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с Откровением Господним. И в этой связи учителю Коменского легче быть авторитетом для своих учеников, нежели простому наемному служащему. Но в то же время, это требование является отступлением от собственных принципов Коменского - обучение детей независимо от их вероисповедания.

Тем не менее, слова Коменского, обращенные к учителям до сих пор звучат свежо и актуально:

"Тщетно стремиться к улучшению методов, если не удастся изгнать из школ косность ." [7, с. 189]

" . Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности - примером бодрости и трудолюбия, в поведении - скромности и благонравия, в речах - искусства разговора и молчания, сбовом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни". [2, с. 155]

С точки зрения, Коменского учительство является не столько профессией, сколько призванием. Человек должен прийти к мысли о том, что он будет давать образование подрастающему поколению в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд. Кроме того, учитель не должен быть обеспокоен о собственном благополучии, оно обеспечивается принимающей общиной. Община же, выделяя деньги на наем учителя, вернет их сторицей в виде знаний собственных детей.

Место учителя в школе четко оговорено в нескольких книгах Коменского. В частности, в трактате "Законы хорошо организованной школы" подробно устанавливаются порядок и приемы учета знаний учащихся; декурионы (своеобразные старосты) ежедневно проверяют знания всех учащихся; учительна каждом уроке проверяет знания. Вызывая нескольких учеников; ректор школы один раз в месяц проверяет успеваемость учащихся путем испытаний. В конце каждой четверти устраиваются также испытания, а по окончании учебного года - переводные экзамены из класса в класс.

Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. "Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-либо полезному". [2, с. 156] Учитель должен быть для ученика "пампедическим наставником", то есть учить всех всему и всесторонним образом "ради доставления человеку всецелого совершенства".

В качестве последнего наставления учителям Коменский говорит о том, чтобы они никогда не забывали цель и задачу своего класса, всегда четко представляя что должно быть достигнуто в ходе обучения. А вместе с целью прямого обучения тем или иным предметам, Коменский ставит задачу нравственного воспитания, как одного из главнейших в человеческой жизни.

Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому.

"Управление человека собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием." [5, с. 37]

Необходимо отметить, что точка зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от ныне общепринятой в России. Здесь для сокращения расходов на школу, личности учителя и воспитателя являются объединенными. Коменский же разводит их вводя понятия педагогиуса (учителя) и педагога (воспитателя).

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17

ТЕПЦОВ Олег Павлович (р . 1954), российский кинорежиссер, сценарист. Дебютировал в 1984. Успех ему принесла его дипломная работа - "Господин оформитель" (1988). Поставил также игровой фильм "Посвященный" (1989), а также документальные фильмы "Красная армия" (199..1) и "Похороны Ленина" (1993).

ЭПИДАВРСКИЙ ОРГАНИЧЕСКИЙ СТАТУТ 1822 , первая греческая конституция; принята в январе 1822 Национальным собранием (в м. Пиаду, около Эпидавра) в ходе Греческой революции 1821-29. Эпидаврский органический статут провозглашал Грецию независимым государством, устанавливал республиканскую форму правления. Отменен Лондонским протоколом 1830 Великобритании, Франции и России; в Греции была установлена монархическая форма правления.

ЖЕРМЕН (Germain) Теодор (р . 1920), французский физик, непременный секретарь Института Франции, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1988). Возглавлял Национальное управление по аэронавтике (1962-67). Труды по теории сверхзвуковых и околозвуковых течений, ударным волнам, магнитной гидродинамике, динамике плазмы.