Ян Амос Каменский
Ян Амос Каменский
Страница 14

Таким образом, в отличие от многих религиозных людей до него и после него, Коменский признает в жажде человека к знаниям божественную, а не сатанинскую природу. Условием же удовлетворения этой жажды Коменский выдвигает образование человека.

Будучи сенсуалистом и рационалистом по своим философским воззрениям Коменский " .в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности." [6, с. 33]

Подтверждением внимания Коменского к принципу наглядности является один из самых знаменитых трудов педагога - "Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни".

Обратим внимание на следующий диалог из этой книги:

"М а л ь ч и к. Что значит учиться уму-разуму?

У ч и т е л ь. Все, что необходимо, правильно понимать, правильно делать, правильно высказывать." [2, с. 234]

Этот диалог, вынесенный во введение книги уже сам по себе знаменателен и дает нам понимание основных руководящих принципов Яна Амоса Коменского. Он развил наглядность до привлечения всех органов чувств к познавательной деятельности ("во все, воспринимаемом слухом, вкусом, осязанием и даже в самих добродетелях) [1, с. 277].

Следующим главным принципом работы школы по Коменскому является систематичность обучения. Необходимо доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. "В обучение, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факторы и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению его отдельных сторон". [6, с. 34]

Материал следует располагать так, чтобы каждый новый материал органично следовал из предыдущего. По мере взросления развивают сначала чувства учащихся, затем память, мышление и, наконец, речь и руку. Таким образом, Коменский применяет метод последовательности.

Обучение вне всякого сомнения должно быть и посильным, а усвоение материала прочным. Постоянные упражнение и повторение в школе Коменского были основными методами обучения языку и многим другим предметам. Но и в самих упражнения Коменский соблюдал диалектический принцип. Вначале ученики осваивали инструмент, с которым предстояло работать, затем выполняли отдельные элементы ("сначала буквы и слоги, затем слова, наконец фразы" [6, с. 35]), и лишь как завершение брались за целую работу.

Коменский о работе учителя.

В педагогике Коменского видно место уделяется роли учителя. Ведь само по себе образование не имеет никакого смысла без обучающего субъекта. Но в то время авторитет учителя был ничтожно мал. Коменский же требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой - сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям. [5, с. 39]

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17

ЕСПЕРСЕН (Jespersen) Отто (1860-1943) , датский языковед. Основной труд "Философия грамматики" (1924). Труды по германским языкам (главным образом английскому).

ЧИНГИСИДЫ , потомки Чингисхана, правящие династии, основанные его сыновьями: Джучи, Джагатаем, Угедеем, Толуем; внуками: Хулагу-ханом (династия Хулагуиды) и др.

ЖАКОВ Олег Петрович (1905-88) , российский киноактер, народный артист СССР (1969). Фильмы: "Семеро смелых", "Профессор Мамлок", "Депутат Балтики", "Нашествие", "У озера" и др. Государственная премия СССР (1946, 1971).