Ян Амос Каменский
Ян Амос Каменский
Страница 14

Таким образом, в отличие от многих религиозных людей до него и после него, Коменский признает в жажде человека к знаниям божественную, а не сатанинскую природу. Условием же удовлетворения этой жажды Коменский выдвигает образование человека.

Будучи сенсуалистом и рационалистом по своим философским воззрениям Коменский " .в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности." [6, с. 33]

Подтверждением внимания Коменского к принципу наглядности является один из самых знаменитых трудов педагога - "Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни".

Обратим внимание на следующий диалог из этой книги:

"М а л ь ч и к. Что значит учиться уму-разуму?

У ч и т е л ь. Все, что необходимо, правильно понимать, правильно делать, правильно высказывать." [2, с. 234]

Этот диалог, вынесенный во введение книги уже сам по себе знаменателен и дает нам понимание основных руководящих принципов Яна Амоса Коменского. Он развил наглядность до привлечения всех органов чувств к познавательной деятельности ("во все, воспринимаемом слухом, вкусом, осязанием и даже в самих добродетелях) [1, с. 277].

Следующим главным принципом работы школы по Коменскому является систематичность обучения. Необходимо доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. "В обучение, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факторы и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению его отдельных сторон". [6, с. 34]

Материал следует располагать так, чтобы каждый новый материал органично следовал из предыдущего. По мере взросления развивают сначала чувства учащихся, затем память, мышление и, наконец, речь и руку. Таким образом, Коменский применяет метод последовательности.

Обучение вне всякого сомнения должно быть и посильным, а усвоение материала прочным. Постоянные упражнение и повторение в школе Коменского были основными методами обучения языку и многим другим предметам. Но и в самих упражнения Коменский соблюдал диалектический принцип. Вначале ученики осваивали инструмент, с которым предстояло работать, затем выполняли отдельные элементы ("сначала буквы и слоги, затем слова, наконец фразы" [6, с. 35]), и лишь как завершение брались за целую работу.

Коменский о работе учителя.

В педагогике Коменского видно место уделяется роли учителя. Ведь само по себе образование не имеет никакого смысла без обучающего субъекта. Но в то время авторитет учителя был ничтожно мал. Коменский же требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой - сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям. [5, с. 39]

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17

КРЕПС Евгений Михайлович (1899-1985) , российский физиолог, академик АН СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1969). Труды по сравнительной физиологии и биохимии нервной системы. Установил влияние симпатической нервной системы на обменные процессы в мышце. Государственная премия СССР (1985, посмертно).

ИЗОТОПОВ РАЗДЕЛЕНИЕ , выделение чистых изотопов из смеси изотопов или обогащение природного элемента отдельными изотопами. Существуют способы промышленного разделения изотопов для некоторых химических элементов (азота, бора, водорода, урана, углерода и др.).

ЯНСОН (Jansson) Туве Марика (р . 1914), финская писательница и художница. Пишет на шведском языке. Цикл повестей для детей о сказочной стране фантастических существ Муми-троллей: "Маленькие тролли и большое наводнение" (1945), "Муми-тролль в погоне за кометой" (1946), "Шляпа волшебника" (1948), "Опасное лето" (1954), "Поздней осенью в ноябре" (1970) и др. Автобиографическая повесть "Дочь скульптора" (1968), повести "Летняя книга" (1972), "Каменное поле" (1984) и др. Роман "Город солнца" (1978). Рассказы, новеллы. Иллюстрации к собственным книгам, а также к произведениям Л. Кэрролла, Дж. Р. Толкьена. Международная золотая медаль им. Х. К. Андерсена (1966).