Ян Амос Каменский
Ян Амос Каменский
Страница 10

Из названий глав можно логически вывести несколько основных идей Коменского. Прежде всего, три первых главы представляют собой антроподицею (оправдание человека) в чистом виде. Начиная с утверждения о том, что человек есть совершенное существо, Коменский приходит к выводу о том, что « .жизнь является только приготовлением к вечной жизни» [1, с. 260]

Повторяя вслед за ведущими идеалистами эпохи вывод о том, что все лучшие чувства заложены в человека от природы, Коменский тем не менее настаивает, что данные чувства необходимо развивать (главы 4-6).

7-10 главы посвящены общим принципам обучения - обучение должно быть коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным.

Затем несколько глав (12-16) посвящены изложению школьной реформы, которую предлагал Коменский. Он считает, что до появления "Великой дидактики" не было "нормальных" школ. " . При образовании юношества применялся столь суровый метод, что школы превращались в пугало для детей и в места истязания для умов". [1, с. 301] Такой порядок должен быть переломлен, считает Коменский, и полагает, что "точный порядок для школы следует заимствовать от природы". [1, с. 260]

Для реальной реформы схоластической школы Коменский предлагает требования к обучению (гл. 16), основы обучения (гл. 17-19) и методы обучения (гл. 20-24).

Оставшиеся главы в основном посвящены школьной дисциплине, устройству школ, дошкольному воспитанию (материнской школе), языковому обучению (латыни и родному языку).

Заключительную главу Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность является одним из важнейших общественных дел и должна всемерно поддерживаться общественной организацией. И в связи с этим слова Коменского, прозвучавшие больше 300 лет назад, звучат особенно актуально для российской педагогики, покинутой государством в трудный момент. Итак, школа должна иметь "достаточный запас панметодических книг" [1, с. 471]. Для подготовки этих книг требуется объединение "талантливых и не боящихся труда ученых мужей" [1, с. 472]. Этот методический труд должен щедро оплачиваться покровителями школ.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

ИВАНОВ Петр Иванович (1794-1864) , историк, археограф, член-корреспондент Петербургской АН (1859). Труды по истории межевания земель, государственных учреждений, сфрагистике, палеографии.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ , природная страна, охватывающая внутриматериковую Азию, в пределах Китая и Монголии. Ок. 6 млн. км2. Плоскогорья и равнины образуют 2 основных яруса, средняя высота 500-1500 м (Гоби, Алашань, Ордос, Джунгарская и Таримская равнины) и 4000-4500 м (Тибетское нагорье), разделенные или обрамленные высокими хребтами Тянь-Шаня, Куньлуня, Наньшаня, Каракорума, Гандисышаня и др. Климат резко континентальный, осадков на равнинах 50-200 мм, в горах до 500-1000 мм в год. Большая часть территории - область внутреннего стока. Преобладают полупустыни и пустыни (на Тибетском нагорье - холодные пустыни).

ГОЛУБКОВ Дмитрий Николаевич (1930-72) , русский писатель. Проникнутое тонким лиризмом творчество обращено к теме природы, проблемам нравственного становления личности. Сборники стихов: "Влюбленность" (1960), "Свидание" (1962), "Зов" (1964), "Окрестность" (1971) и др. Сборники рассказов и повестей: "Отцовский табак" (1966), "Когда вернусь" (1971) и др. Романы "Милеля" (1969), "Недуг бытия" (1973, о Е. А. Баратынском).