Ян Амос Каменский
Ян Амос Каменский
Страница 10

Из названий глав можно логически вывести несколько основных идей Коменского. Прежде всего, три первых главы представляют собой антроподицею (оправдание человека) в чистом виде. Начиная с утверждения о том, что человек есть совершенное существо, Коменский приходит к выводу о том, что « .жизнь является только приготовлением к вечной жизни» [1, с. 260]

Повторяя вслед за ведущими идеалистами эпохи вывод о том, что все лучшие чувства заложены в человека от природы, Коменский тем не менее настаивает, что данные чувства необходимо развивать (главы 4-6).

7-10 главы посвящены общим принципам обучения - обучение должно быть коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным.

Затем несколько глав (12-16) посвящены изложению школьной реформы, которую предлагал Коменский. Он считает, что до появления "Великой дидактики" не было "нормальных" школ. " . При образовании юношества применялся столь суровый метод, что школы превращались в пугало для детей и в места истязания для умов". [1, с. 301] Такой порядок должен быть переломлен, считает Коменский, и полагает, что "точный порядок для школы следует заимствовать от природы". [1, с. 260]

Для реальной реформы схоластической школы Коменский предлагает требования к обучению (гл. 16), основы обучения (гл. 17-19) и методы обучения (гл. 20-24).

Оставшиеся главы в основном посвящены школьной дисциплине, устройству школ, дошкольному воспитанию (материнской школе), языковому обучению (латыни и родному языку).

Заключительную главу Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность является одним из важнейших общественных дел и должна всемерно поддерживаться общественной организацией. И в связи с этим слова Коменского, прозвучавшие больше 300 лет назад, звучат особенно актуально для российской педагогики, покинутой государством в трудный момент. Итак, школа должна иметь "достаточный запас панметодических книг" [1, с. 471]. Для подготовки этих книг требуется объединение "талантливых и не боящихся труда ученых мужей" [1, с. 472]. Этот методический труд должен щедро оплачиваться покровителями школ.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

АНДРУШЕВКА , город (с 1975) на Украине, Житомирская обл. Железнодорожная станция. 12,9 тыс. жителей (1991). Сахарный комбинат, сыродельный завод и др.

КАЛАНЕМИ , в индуистской мифологии, 1) персонаж "Рамаяны", дядя и помощник Раваны, враг Ханумана. 2) В "Махабхарате" асура, убитый богом Вишну.

МЕЗИЯ , древняя область между нижним Дунаем и Балканами, первоначально населенная фракийскими племенами. В 7-6 вв. до н. э. территорию Мезии колонизовали греки; с кон. 1 в. до н. э. находилась под властью Рима. В 4 в. здесь осели готы, в 6-7 вв. - славянские племена.