Ян Амос Каменский
Ян Амос Каменский
Страница 7

Сам обладая несомненными задатками философствования, Коменский, тем менее четко отделяет языческое знание от христианского, осмеивает многих из древних авторитетов. " . Проникнутая сарказмом критика философов ведется на протяжении всего повествования". [5, с. 71] (Речь идет о труде "Лабиринт света и рай сердца")

Но даже более чем язычество Ян Амос Коменский не любит самовосхваление. Он считает, что излишнее самомнение метафизиков, физиков, астрономов, политиков, математиков и богословов порождает искажение истины в их трудах. Кроме того, на пути научного прогресса стоит ряд затруднений.

"Поистине гениальные мысли развивает Коменский, говоря о трех причинах трудности научных занятий. Первой причиной он считает рабский способ постановки занятий; второй причиной - порочный способ изучения вещей, когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах; третья причина - несовершенство метода.

Точно также существуют три причины того, что истина в книгах, в литературе страдает. Эти причины таковы: а) разногласия между науками; б) недостаточная внутренняя связь метода с самими вещами; в) частью небрежность, частью неуместная пышность выражений и стиля". [5, с. 75]

Из этих научно-методологических посылок напрямую вытекает педагогический метод Яна Амоса Коменского. Он изгоняет из своей школы косность, тупую зубрежку и равнодушие учеников. Вместо этого Коменский отдает предпочтение объяснению вещей и процессов, признает бескрайний полет творческой мысли.

"Коменский требует демонстративности при объяснении вещей, при их изложении, а это - не что иное, как наглядность. Кроме того, он требует обоснования, опирающегося на причины и их ближайшие следствия. Одним словом, главное, необходимое состоит в том, чтобы вещи изучались (познавались) на основании самих вещей, а не по их внешним признакам." [5, с. 78]

Центральным пунктом философского учения Коменского является его труд «Пансофия». «Пансофия - всеобщая мудрость, зеркало мировой машины (закономерностей совокупности предметов). В основе ее лежат три познавательных принципа: чувство (ощущение), разум, божественное откровение». [5, с. 96]

Ведущие специалисты прошлого периода видели в Коменском одновременно двух человек - материалиста, настоящего ученого, и трусливого идеалиста, спасающегося от преследования инквизиции налетом религиозности. Однако, исходя из современных представлений о философии, нужно сказать, что такая точка зрения является несколько однобокой. В Коменском уживался один-единственный человек - протестант. И именно как протестант он восстает против догматизма католической философии, и в то же время он глубоко и искренне верует в Христа. Как верующий человек, он сам ограничивает собственное познание определенными рамками - моральными и религиозными.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

СМЕЛА , город на Украине, Черкасская обл., на р. Тясмин. Железнодорожный узел. 81,2 тыс. жителей (1991). Машиностроение и металлообработка, пищевая (сахарная, молочная и др.), швейная промышленность. Известен с кон. 16 в.

ЯНТАРНАЯ КИСЛОТА , НООС(СН2)2СООН, бесцветные кристаллы, Tпл 188 °С. Ее соли и эфиры называются сукцинатами. В небольших количествах содержится в янтаре, бурых углях и др. Применяют для получения синтетических смол, в органическом синтезе.

ГУДЕНО (Gudena) , самая большая река в Дании, на п-ове Ютландия. 158 км, площадь бассейна 2,6 тыс. км2. Впадает в прол. Каттегат. Судоходна ниже г. Раннерс.