Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Страница 44

Лучше всего выражает форму силуэт. Различают силуэты по степени прилегания к фигуре ( прилегающий, полуприлегающий, свободный, расширенный или зауженный книзу) и по геометрическому виду (прямоугольный, трапецевидный, овалообразный, х-образный).(32,с.51)

Сочетая трапецию, прямоугольник, овал, можно выразить все многообразие форм. Доминирует в ансамбле обычно одна форма, ей подчинены все остальные части костюма. Вырабатывается как бы обобщенный геометрический символ костюма. Все части формы соподчинены между собой, при этом членения формы являются границами от частей. Помогают организации формы пластики и ритмики.

Пластика – постепенный переход от одной части формы к другой. Пластика костюма выявляется с помощью ткани: направление движения складок, воланов, конструктивных и декоративных линий образует «движение» формы.

Большую роль в организации формы играют линии. При создании любого костюма художник – проектировщик пользуется различными линиями.

Горизонтальные линии создают представление о ширине изделия, они создают иллюзию полноты, спокойствия, стабильности. Вертикальные линии создают представление о длине изделия, впечатление прочности, основательности. Такие линии подчеркивают рост, придают величественный вид.

Наклонные линии подчеркивают движение. Прямые линии и линии с постоянным радиусом кривизны вызывают ощущение статичности, спокойствия, уравновешенности, линии с переменным радиусом кривизны – ощущение переменчивости, динамики, беспокойства, нарядности.

Каждый костюм играет и ритмическое решение само простое проявление ритма – повторение одного и того же элемента через равные промежутки. В основе ритма лежат пропорциональные отношения, поэтому пользоваться ритмом нужно умеренно, иначе возникает ощущение однообразия и монотонности. Ритмическая организация различных элементов в костюме является важным средством для создания целостного образа.

Организация образа костюма по принципу ритма и пластики подчиняется основной, пропорциональной закономерности. При восприятии формы одежды в целом сопоставляются одни ее части с другими. Сопоставления могут быть тождественным и пропорциональным, но в любом случае должно соответствовать чувство согласованности, соразмерности.

При тождественном сопоставлении происходит полное сходство площадей, линий, цветов, при этом многократное повторение элементов утомляет. Контрастное отношение проявляется в небольших различиях в линиях, площадях. Композиционно форма может быть решена по принципу симметрии и асимметрии.

Страницы: 40 41 42 43 44 45 46 47 48

ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ УНИЯ 1608 , см. Протестантская уния 1608.

ВАЛЛИЗЕР (Walliser) Отто (р . 1928), немецкий геолог, палеонтолог, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1988). Труды по биостратиграфии, палеоэкологии и эволюции органического мира. Автор классических работ по гониатитам девона и карбона, конодонтам среднего палеозоя и тентакулитоидеям девона.

ЛАВРОВСКИЙ Леонид Михайлович (наст . фам. Иванов) (1905-67), российский балетмейстер, народный артист СССР (1965). С 1922 артист, в 1938-44 художественный руководитель балетной труппы Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, в 1944-64 главный балетмейстер Большого театра. Среди постановок: "Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева (1940), "Паганини" на музыку С. В. Рахманинова (1960), "Ночной город" Б. Бартока (1961). Профессор ГИТИСа (с 1952). Государственная премия СССР (1946, 1947, 1950).