Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 94

В научно-педагогической литературе можно найти немало определений рассматриваемых феноменов: "Педагогический закон отражает объективные, внутренние, существенные и относительно стойкие связи педагогических явлений и способствует научному управлению воспитательной деятельности, предвидению результата того или иного управленческого решения, направленного на оптимизацию содержания, форм, средств и методов воспитательной деятельности" (Б.С.Гершунский. К вопросу о сущности законов педагогики // Сов.пед. 1979. N 7. С.17); "Педагогический закон - объективная, необходимая, общая и существенная связь и взаимосвязь между задачами, содержанием и методами педагогического процесса и его результатами, проявляющиеся в изменении знаний, умений, убеждений и поведения воспитуемых" (135. С.23); "Законы педагогики - наиболее общие, существенные и устойчиво повторяющиеся связи между компонентами в педагогических системах, процессах или ситуациях" (В.С.Безрукова).

Определения педагогических законов, если исключить некоторые аксессуарные моменты, весьма точно повторяют характеристики законов, даваемых в философской литературе. Это относится и к педагогическим закономерностям: "Педагогическая закономерность - объективно существующая устойчивая связь явлений воспитания, обеспечивающая их существование, функционирование и поступательное развитие" ( 240. С.45); "Что же следует понимать под закономерностями воспитания? Это понятие означает устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволит добиться эффективных результатов в развитии и формировании личности" (496. С.84).

Если судить по приведенным дефинициям, то создается впечатление чуть ли не о полной идентичности понятий "педагогический закон" и "педагогическая закономерность". Это неудивительно, ибо они в своей сущности совпадают" (373. С.45). Данное обстоятельство делает возможным их использование в некоторых случаях для обозначения одних и тех же феноменов, что нередко можно встретить в педагогических работах. Однако это не мешает исследователям выявлять различия между ними: совпадая в целом на уровне понятийных абстракций, они приобретают специфические признаки на уровне действительности. Как указывает А.Я.Найн, понятия "закон" и "закономерность" выражают отношения одного порядка. Вместе с тем "они не тождественны". Если под законом понимается "внутренняя, существенная, устойчивая и постоянно повторяющаяся связь явлений", то "закономерность" "употребляется, прежде всего, для характеристики объективно обусловленной последовательности явлений". Понятие закономерности используется также и в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть, что то или иное явление возникло не случайно (335. С.47).

Страницы: 90 91 92 93 94 95 96 97 98

РЕПАТРИАЦИЯ ЗАЙМОВ , возвращение в страну облигаций займов, размещенных среди иностранных держателей за границей. Осуществляется путем скупки этих облигаций выпустившим их государством или его гражданами.

ГАБРИЛОВИЧ Евгений Иосифович (1899-1993) , сценарист, заслуженный деятель искусств России (1969), Герой Социалистического Труда (1979). Сценарии фильмов: "Машенька" (1942), "Мечта" (1943), "Коммунист" (1958), "Ленин в Польше" (1966), "Твой современник" (1968), "Объяснение в любви" (1978), "Ленин в Париже" (1981) и др. Их отличает внимание к психологическому раскрытию характеров, особый интерес к показу человеческих судеб в моменты острых исторических событий. Государственная премия СССР (1943, 1967, 1983).

ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА , в узком смысле - проза о расследовании и "разгадке" преступления, в расширительном смысле - изображение криминальных преступлений и борьбы с преступниками. Родоначальник детективной литературы - Э. По ("Убийство на улице Морг", 1841 и другие новеллы). Классические произведения детективной литературы описывают раскрытие преступлений логическим методом (А. К. Дойл, Г. К. Честертон, Э. Габорио, А. Кристи, Р. Стаут). Дальнейшее развитие жанра связано с появлением в детективной литературе социально-психологических мотивов (Ж. Сименон, Мацумото Сэйте), с возникновением разновидностей детективной литературы, изображающих непосредственную схватку стражей правопорядка с преступным миром, со сценами насилия и угроз (Д. Хеммет, Р. Т. Чандлер и др.).