Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 95

В.В.Краевский и И.Я.Лернер в свою очередь описывают два подхода к различению закономерностей (имеется в виду понятие "закономерность - Н.Ч.) и законов: "Одни понимают его как более широкое, чем закон, то есть как признание всеобщей упорядоченности природы и общества, в рамках которой надо вычленять законы . Другие понимают закономерность как недостаточно точно познанный закон, как упорядоченность явлений, относительное постоянство, устойчивость влияющих факторов, систематичности связей между объектами" (136. С.163). Со своей стороны, М.А.Данилов замечал: "Закон и закономерность не одно и то же. Нужно различать закон как конкретно-всеобщее и его абстрактно-односторонний момент, частную форму проявления, т.е. определенную закономерную связь" (135. С.23).

Таким образом, если педагогические законы в большей мере выражают внутренний аспект связей педагогических явлений , то закономерности - их внешнюю сторону. Закономерность в педагогике выступает как: а) частная, более конкретная форма проявления закона (М.А.Данилов); б) недостаточно точно познанный закон (В.В.Краевский, И.Я.Лернер); в) объективно обусловленная последовательность явлений (А.Я.Найн); г) факт наличия постоянной и необходимой связи между явлениями (И.П.Подласый).

Интересный подход к структурированию педагогических законов и закономерностей предлагает И.П.Подласый, выстраивающий по сути таксономию закономерностей обучения путем создания модели, в которой процесс обучения выступает как система, в качестве своих компонентов имеющая дидактический, гносеологический, психологический и другие аспекты, обладающие своими закономерностями. Помимо этих "частных" закономерностей, он выделяет "общие закономерности процесса обучения" (373) И.Ф.Харламов описывает дидактические закономерности и общие закономерности воспитания (495, 496), Ю.К.Бабанский - закономерности педагогического процесса (359); Б.И. Коротяев - закономерности общей теории педагогики, закономерности общей теории воспитания и его направлений, закономерности обучения и т.д. (240). Свою градацию закономерностей предлагает В.В.Краевский и И.Я.Лернер, вычленяющие: а) объективные закономерности, присущие процессу обучения по его сущности, неизбежно проявляющиеся, как только он возникает в какой-либо форме, независимо от способа деятельности обучающего и содержания образования; б) закономерности, проявляющиеся в зависимости от предпринимаемой обучающим и обучающимся деятельности, используемых при этом средств и содержания обучения (136. С.165). Своими перечнями закономерностей обладают некоторые педагогические концепции- оптимизации (24) взаимосвязи общего политехнического и профессионального образования (43). В педагогике имеет место позиция, выраженная формулой: "закономерности интеграции - принципы дидактики" (Х.Й.Лийметс). В особенности данный подход применим к системе принципов обучения М.А.Данилова, построенной в виде "дидактических пар" (135. С.115-145). Этот подход делает возможным выделение педагогических закономерностей, в том числе интегративно-педагогических, из принципов.

Страницы: 91 92 93 94 95 96 97 98 99

МУЧНИСТОРОСЯНЫЕ ГРИБЫ , порядок класса сумчатых грибов. Ок. 100 видов. Паразитируют на растениях - пшенице, винограде, яблоне и др., вызывая мучнистую росу.

ХЭРСТА ИЗДАТЕЛЬСКИЙ КОНЦЕРН , один из крупнейших в США. Основан в кон. 19 в. семейством Хэрстов. Издает ряд газет и журналов, контролирует пресс-синдикат по распространению готовой печатной продукции.

ТАЛЕР (нем . Taler), золотая и серебряная монета; впервые отчеканена в 1518 в Богемии из серебра (28 г). С 1555 денежная единица северных германских государств, а затем Пруссии и Саксонии. В Германии 1 талер равняется 3 золотым маркам (187..1), изъят из обращения в 1907. Название "талер" применялось с некоторыми изменениями к крупным серебряным монетам Италии (таллеро), Нидерландов (даалдер), Испании (далеро), США (доллар) и др. стран.