Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 5

В более поздней своей работе И.П.Яковлев рассмотрел проблемы интеграции высшей школы с наукой и производством. Акцент при этом делается на организационно-институциональной стороне дела. По справедливому мнению автора "требуется объединить, интегрировать все средства производства, науки, образования, управления для того, чтобы конкретный процесс "работал" на личность" (549. С.24). В работе поднимаются и решаются вопросы внутривузовской и межвузовской кооперации и интеграции, раскрываются особенности интеграции вузов с научными организациями, дается классификация учебно-научно-производственных комплексов, описываются теоретико-методологические и технолого-методологические основы формирования системы "образование - наука - производство" и т.д.

Педагогический аспект интеграции просматривается на уровне "региональной" интеграции. В частности об этом свидетельствует содержание сборника "Взаимосвязь технических и общественных наук" (74), где в разделе "Взаимосвязь технических и общественных наук и вопросы высшего образования" содержатся статьи: "Взаимосвязь технических и общественных наук в процессе формирования личности", "Некоторые аспекты взаимодействия общественных и технических наук в учебном процессе ВТУЗа" и т.п. Во введении сборника утверждается мысль: "растущая интеграция технических и общественных наук должна находить преломление в организации системы образования ." ( с.5-7).

В философско-науковедческой литературе имеют место подходы к решению проблем технологического обеспечения педагогической интеграции. Так, Г.М.Добров подчеркивает то обстоятельство, что насыщение науки все большим количеством знаний различного происхождения ставит перед обучением задачу принятия эффективных контрмер, дающих возможность обеспечить синтетическое восприятие этих знаний: а) решение в процессе обучения как прикладных задач, так и научно-теоретических проблем, б) широкое использование кибернетических машин в учебном процессе, в) активное применение на всех этапах обучения методов, предусматривающих привитие навыков к самостоятельному получению знаний и т.д. Основываясь на приведенных положениях О.М.Сичивица делает вывод о том, что "известный эффект . могут дать методы обучения, в основе которых будут лежать некоторые особенности высшей нервной деятельности человека (гипнопедия) или другие сложные явления, исследованием которых занимается парапсихология" (428. С.98-99). Далее, подчеркивая серьезность ситуации возникшей в связи с бурным ростом количества информации, исследователь добавляет, что "большие перспективы открываются на путях создания общей теории упрощения научного знания, вопрос о разработке которой уже поставлен на повестку дня" (428. С.99). Эта же проблема волнует Б.М.Суханова, указывающего на противоречие между увеличением объема и усложнением знания и традиционными методами их передачи. В качестве средств разрешения этого противоречия он предлагает "особые методы обучения" - проблемное, программированное обучение, методы суггестологии. гибкие обучающие системы (451. С.68). Логиками в качестве средств, обеспечивающих взаимосвязь между учебными предметами, предполагается аналогия (469).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

КАМБОДЖА , (Королевство Камбоджа), государство в Юго-Вост. Азии, на юге полуострова Индокитай. 181 тыс. км2. Население 9,3 млн. человек (1993); св. 80% кхмеры. Городское население 12% (1989). Официальный язык - кхмерский. Большинство верующих - буддисты. Конституционная монархия, глава государства - король. Конституция предусматривает в качестве законодательного органа однопалатное Национальное собрание. Административно-территориальное деление: 19 провинций (кхетов) и 2 города центрального подчинения. Столица - Пномпень. Омывается водами Сиамского зал. Большая часть поверхности - низменность в нижнем течении р. Меконг; на западе - горы Кравань (высота до 1813 м). Климат тропический муссонный. Температуры 26-30 °С. Осадков 750-2000 мм в год. Основная река - Меконг; оз. Тонлесап. Тропические леса, саванны. Национальный парк Ангкор, несколько заповедников. В 1-6 вв. на территории Камбоджи - государство Фунань, в 9-13 вв. кхмерская империя Камбуджа-деша - крупное государство Юго-Вост. Азии. В 14-19 вв. неоднократно вторгались сиамские войска. В 1863 Франция навязала королевству Камбодже (официальное название страны в 1863-1976) договор о протекторате, замененный в 1884 договором, фактически превратившим ее в колонию Франции. В 1940-45 под японской оккупацией. В 1951 была образована Народно-революционная партия Камбоджи (НРПК). Подъем освободительной борьбы заставил Францию 9.11.1953 вывести из страны свою администрацию и войска. В 1957 был принят закон о нейтралитете. В марте 1970 правые силы совершили государственный переворот, создали т. н. пномпеньский режим. Народные массы развернули борьбу против режима: в апреле 1975 были освобождены Пномпень и территория всей страны, но власть захватила левацкая группировка "красные кхмеры". В январе 1979 патриотические силы свергли антинародный режим. В 1991 в Париже подписано соглашение о всеобъемлющем политическом урегулировании в Камбодже. В 1993 принята новая конституция страны, восстановлена монархия и провозглашено Королевство Камбоджа во главе с королем Нородомом Сиануком. Камбоджа - аграрная страна. В сельском хозяйстве занято 85% трудоспособного населения. Обрабатывается 16% территории, из них ок. 1/2 под рисом; возделывают кукурузу, маниок, бобовые; из технических культур - табак, сахарный тростник, джут, каучуконосы, маслины, пряности. Животноводство. Рыболовство. Заготовка древесины. Промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья, древесины, рыбы. Авто- и тракторосборочные, металлообрабатывающие, судоремонтные, цементные, химические, фармацевтические, текстильные, лесобумажные предприятия. Производство электроэнергии 70 млн. кВт·ч (1990). Кустарные промыслы. Длина (1988) железных дорог 649 км, автодорог 14,8 тыс. км. Основные порты: Пномпень, Сиануквиль. Экспорт: каучук, древесина, фрукты, черный перец, рыба. Основные внешнеторговые партнеры: Вьетнам, Россия и страны Восточной Европы, Япония и др. Денежная единица - риель.

МУЗЕУС Иоганн Карл Август (1735-87) , немецкий писатель. Его переработка германских, романских и славянских преданий (сборник "Народные сказки немцев", 1782-86) предвосхитила сказки романтиков Л. Тика, Э. Т. А. Гофмана, А. Шамиссо.

АБДЕРГАЛЬДЕН (Abderhalden) Эмиль (1877-1950) , швейцарский биохимик, иностранный член-корреспондент АН СССР (1925). В 1904-45 работал в Германии. Исследовал структуру и функции белков. Синтезировал (совместно с Э. Г. Фишером) полипептид из 19 аминокислот (1916).