Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 3
1.3. Данную подгруппу составляют труды рассматривающие педагогический аспект интеграций. Так, по мнению Г.Д.Гачева, интеграция будучи важнейшим фактором сохранения единства духовной культуры, способна дать образ Целого. Напротив "предельное обособление и самозамкнутость, настаивание наук на своем "Я" становится вредным, ибо суживает горизонт духовной деятельности (319. С.115). Расслоение наук ведет к деформации человека, негативно влияет на его воспитание и профессиональную подготовку: наук десятки тысяч, - а "человек-то один! Уже в школе . малый человечек должен оказаться способен совместить в себе и синус-косинус, и бабушку-старушку, которую Раскольников убил; и инфузорию, и законы Хаммурапи. А что к чему тут? Иль так и обречен человек знать культуру как набор разных ящичков, механически в него вдвинутых, оставаясь при логике типа: "в огороде - бузина, а в Киеве - дядька - или есть толк и связь между всем и всем?" (89. С.15). Человек в принципе способен постичь целостность мира, "ибо все вселено в него". Однако, "образовалась кричащая диспропорция между ростом частичных знаний, сведений . и способностью человека собрать все это в целостную картину мира" ( 89. С.14).
П.Н.Федосеев обосновывает мысль о позитивной роли взаимодействия наук в процессе формирования "нового человека" (319. С.22). О большой значимости интеграции в воспитательном процессе пишет В.П.Кузьмин (251. С.271). В литературе имеют место указания на необходимость учета интегративного феномена в содержании образования, в том числе профессионального. Так, О.М.Сичивица замечает, что современный НТП настоятельно требует специалистов широкого профиля, получивших фундаментальную подготовку в области общественных, естественных и технических наук (228. С.167). На необходимость учета синтеза знаний в подготовке кадров указывает Б.М.Кедров. Он обнаруживает весьма важное противоречие: содержание всего образования целиком и полностью построено на принципе функциональности и разделения наук", в то время как в развитии структуры научного знания главенствует тенденция к его интеграции (219. С.523-524). Преодолению этого противоречия по мнению Б.М.Кедрова мешает "консерватизм мышления", которого не избежал и самый высший эшелон подготовки - аспирантура. "Даже в тех случаях, когда принципиально новые научные направления уже сложились . подобно науковедению, все же никак не удается оформить выделение данной специальности в систему ваковского списка научных дисциплин, по которым разрешено принимать к защите кандидатские и докторские диссертации" (219. С.524).
ШАРИФУДДИН (Sjarifuddin) Амир (1907-1948) , премьер-министр Индонезии в июле 1947 - январе 1948. Председатель и вице-председатель Социалистической партии в 1945-48. После Мадиунских событий расстрелян по приказу властей.
ШАРЛЬЕ (Charlier) Карл Вильгельм Людвиг (1862-1934) , шведский астроном. Основные работы посвящены вопросам небесной механики и звездной астрономии. Развил (1908-22) теорию иерархического строения Вселенной (звезды образуют скопление, скопления - галактику, галактики - метагалактику и т. д.), средняя плотность которой уменьшается с ростом масштаба, что позволяет избежать гравитационного и фотометрического парадоксов.
ЮРА (Jura) , горы во Франции и Швейцарии. Длина ок. 250 км. Высота до 1718 м. Развит карст. Широколиственные и хвойные леса, луга. По Юре названа юрская система (период).