Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 1

ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА, ОСНОВАНИЯ И ФАКТОРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

1.1. Группировка источников исследования интеграционных процессов в педагогике

Анализ источников - необходимое условие успешности достижения целей любого типа исследования. Но в первую очередь это относится к теоретико-методологическим работам, имеющим в качестве своего результата как "знания о действительности", так и "знания о знаниях". Рассматриваемые источники можно разделить на две большие группы: 1) философско-науковедческие исследования; образуют: общетеоретические проблемы интеграции (2, 18, 72, 206 и др.). дисциплин и научного знания в отдельных отраслях науки и группах наук: в области человекознания и гуманитарных дисциплин (8, 9, 88, 89, и др.); в сфере взаимодействия социогуманитарного и естественнонаучного знания (88, 145, 151, 390 и др.); в области техникознания, взаимосвязи технических и естественных наук, технических и общественных наук (74, 181,190, 337 и др.).

2.1. Источники, затрагивающие вопросы инструментальнометодологического обеспечения педагогической интеграции; интеграции;

2.2. Источники, рассматривающие сущностно-категориальные характеристики педагогической интеграции;

2.3. Источники, в которых представлены интегративнопедагогические концепции;

2.4. Источники, решающие задачи практической интеграции;

Вкратце охарактеризуем составляющие названных групп источников.

1.1. Важнейшее место в этой подгруппе занимают работы, вскрывающие сущностнокатегориальные характеристики интеграции. Так, В.А.Энгельгардт в своей статье "Интегратизм - путь от простого к сложному в познании явлений" (538) предпринял попытку определения природы интеграции. В ней, в частности, определены три ступени интеграции частей и целого: а) возникновение системы связей между частями; б) утрата частями своих первоначальных идентификационных качеств при вхождении в состав целого; в) появление у возникающей целостности новых свойств, обусловленных как свойствами частей, так и возникновением новых систем межчастных связей; дается анализ понятий "интегратизм", "редукционизм" и "органицизм". Положения работы В.А.Энгельгардта нашли отражение в педагогике (см., напр. 150). Содержательный анализ взаимоотношений интеграции, дезинтеграции, дифференциации и дедифференциации представлен в работах немецкого автора Г.Павельцига (356, 571, 572, 573).

Страницы: 1 2 3 4 5

САНТА-КЛАРА (Santa Clara) , город на Кубе, адм. ц. пров. Вилья-Клара. 174 тыс. жителей (1982). Механический завод. Пищевкусовая, цементная, текстильная промышленность. Университет. Основан в 1689.

МОЛДОБАСАНОВ Калый (р . 1929), киргизский композитор и дирижер, народный артист СССР (1979), Герой Социалистического Труда (1991). В 1966-73 главный дирижер Киргизского театра оперы и балета. Балет "Куйручук" (совместно с Г. Г. Окуневым, 1958), "Сказ о Манкурте" (1985), балет-оратория "Материнское поле" (1975), инструментальная и вокальная музыка. Профессор Киргизского института искусств (с 1983). Государственная премия СССР (1976).

ЧЕРНЫШЕВ Захар Григорьевич (1796-1862) , граф, декабрист, ротмистр. Член Южного общества. С 1827 в Нерчинских рудниках, с 1828 на поселении в Якутске, в 1829-33 рядовой в армии на Кавказе.