Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 4

Педагогический аспект интеграции нашел отражение в двух монографиях И.П.Яковлева (544, 545). Так, основной целью первой работы явилось выявление общих для высшей школы и развития общества интеграционных тенденций, а также рассмотрение специфики проявления в технических вузах интеграционных процессов. В ней делается попытка прогнозирования некоторых качественных изменений в учебном процессе. Называя интеграцию ведущей тенденцией развития общества, науки и образования, И.П.Яковлев указывает на большое значение выявления условий наиболее успешного протекания интеграционных процессов в образовании, влияния последних "на повышение эффективности подготовки специалистов высшей школы" Подчеркивая специфическую природу интеграционых процессов в высшей школе, автор пишет, что "возникает необходимость теоретического анализа с тем, чтобы обосновать специфику синтеза знаний и кооперации для условий высшей школы как важнейших факторов совершенствования подготовки специалистов и научных исследований" (544. С.17). Им объявляется, что концепция всестороннего и гармоничного развития личности есть теория интеграции личности, "как в плане единства личных и общественных интересов, так и в аспекте взаимозависимости, единства всех ее сторон и свойств, т.е. целостности" (548. С.19). Повышение роли интеграционных процессов непосредственно связывается с ростом целостности высшей школы. Основные направления этого роста связаны с многообразными функциями высшей школы: профессиональными, социально-политическими, общественными и системными. Последнюю функцию автор называет интегральной, так как она обобщает и направляет всю деятельность высшей школы на решение главной задачи общества - формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

И.П.Яковлев раскрывает понятие "Целостная личность", под которой он подразумевает личность с высокой активностью во всех видах деятельности и гармоничными отношениями между ними. Она формируется на основе принципа соответствия, дополнительности всех видов деятельности и их единства. Большое место в процессе формирования личности отводится внешней среде, взаимодействию всех ее составляющих, взаимоотношениям последней с человеком. На основе своей концепции целостного человека, лежащей на принципе органического единства универсализации и гармонии, И.П. Яковлевым разрабатывается модель специалиста "интегрального профиля" - профессиональной основы формирования личности (548. С.24). Такому специалисту свойственно обладание универсально-синтетическими знаниями и универсально-функциональной деятельностью. Переход к формированию специалиста интегрального профиля связано с рядом процессов: а) универсализацией техники; б) интеграцией производства с наукой; в) изменениями в содержании инженерного труда, в котором все большее место занимает взаимодействие различных функций - исследовательских, организаторских, педагогических.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

ШЛЯПНИКОВ Александр Гаврилович (1885-1937) , политический деятель. В 1917 член Русского бюро ЦК, Петроградского комитета РСДРП(б), Исполкома Петросовета, Петроградского Военно-революционного комитета. Член ВЦИК. В 1920 председатель ЦК Всероссийского союза рабочих-металлистов, член Президиума ВЦСПС. Член ЦК РКП(б) в 1921-22. С 1932 член Президиума Госплана РСФСР. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

ЯСКОЛКА , род трав семейства гвоздичных. Ок. 100 видов, по всему земному шару, но в основном в Евразии, преимущественно в горах. Некоторые ясколки декоративны.

ТРУХАНОВСКИЙ Владимир Григорьевич (р . 1914), российский историк, академик РАН (1992). Основные труды по истории Великобритании и международных отношений.