Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 36

· накопление на путях аналитического исследования обширного эмпирического материала, требующего осмысления с единых теоретических позиций;

· развитие "отраслевых" педагогик все настоятельней требует выделения общих, инвариантных основ, способных служить базой для разработки теории и методики формирования личности в специфических условиях;

· изменение не только объекта, но и предмета педагогики (им становятся все более скрытые, глубинные, сложные для выявления и использования процессы) требует использования положений и методов многих наук;

· постепенное уяснение иерархической структуры педагогической науки, ее ведущих понятий и категорий.

Роль внешненаучных факторов способны выполнять следующие запросы педагогической практики: а) осуществление комплексного подхода, широкого привлечения семьи и общественности к воспитанию подрастающего поколения, усиление воспитательной работы в трудовых коллективах; б) замена частных, аспективных, "ведомственных" рекомендаций обобщенными теоретическими подходами, системным анализом педагогического процесса; в) поиск путей улучшения преподавания и воспитания в средних учебных заведениях.

Таким образом, и в науковедческой, и в педагогической литературе факторы отражают, во-первых, потребности практики; во-вторых, тенденции и особенности развития современной науки. Следовательно, есть смысл говорить о наличии внешненаучных и внутринаучных факторов интеграции вообще и педагогической в частности. Учитывая то обстоятельство, что педагогика сынтегрирована в социальную действительность следует признать.

Рассмотрим факторы педагогической интеграции.

1. Потребность в интеграции воспитательных сил общества, в становлении единого общественного производства, объединяющего в себе производство человека как человека и производство средств его существования. В современный период проблемы интеграции воспитательных сил общества разрабатываются прежде всего в работах В.Д.Семенова (420, 421, 422 и др.). Но еще П.Наторп замечал: "как хозяйственная, так и административная деятельность должны в качестве простых средств подчиняться высшей цели образования людей" (336. С.164). По его же мнению, воспитание народа не является изолированной задачей, а оно должно выступать в связи с целым всей народной жизни (336. С.211-212). Со своей стороны Дж.Дьюи отмечает, что " .школа должна присоединиться к хозяйственным сообществам, к товариществам . Объединение с хозяйственными организациями придает воспитательной организации обязательный характер . Кто исключает себя из такой организации, тот теряет вместе с этим все хозяйственные и другие привилегии таких союзов ." (Цит.по: 445. С.5). Последнее высказывание логически подводит нас к принятию второй части анализируемого фактора, касающейся становления единого общественного производства, объединяющего в себе производство человека как человека и производство "вещей", средств его существования в рамках глобальной интеграции материального и духовного производства. По словам И.Н.Сиземской, важнейшим результатом такой интеграции "является изменение общественной формы их (указанных производств - Н.Ч.) взаимодействия, свидетельствующие о приближении времени, когда "производство вещей" и "производство идей" сольются в высшем синтезе в рамках нового способа производства, обеспечивающего всестороннее и безграничное развитие человеческой личности" (427. С.117). В связи с этим следует указать на довольно широкое распространение понятия "производство" в педагогике. Вполне уверенно чувствуют себя в ней "педагогическое производство" (А.П.Сидельниковский, Г.П.Щедровицкий), "производство личности" (А.Г.Асмолов). Например, указывается, что "своеобразие педагогического производства" заключается в том, что в нем производится и воспроизводится отношение людей к действительности ." (426. С.56). Своеобразие производства "вещей", подчеркне со своей стороны мы, состоит в производстве и воспроизводстве опредмеченных сил человеческого сознания и психологии. "Предметное бытие промышленности, - писал К.Маркс,_ является раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией ." (598. С.594). То есть в том и другом случае речь идет о человеке, о его развитии. И даже, если возьмем чисто "в е щ н у ю" сторону производства вещей", все равно обнаружим в нем присуствие человека: без средств существования говорить о каком-либо развитии человека не приходится. Описанный фактор инициирует прежде всего социально-педагогическую интеграцию, интеграцию педагогики (образования) и производства.

Страницы: 32 33 34 35 36 37 38 39 40

ЭТИЛЕНХЛОРГИДРИН ClCH2CH2OH , бесцветная жидкость с эфирным запахом, tкип 128,7 °С. Применяется в органическом синтезе, напр., для получения этиленоксида.

ЦИММЕРИНГ (Zimmering) Макс (1909-73) , немецкий писатель. В 1933-46 в эмиграции. Политические стихи (многие стали народными песнями). Произведения для детей (повесть о немецких антифашистах "Погоня за сапогом", 1932). Воспоминания о М. Горьком, В. В. Маяковском, К. А. Федине (1969).

МИМАНСА (санскр ., букв. - исследование), одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед) систем индийской философии. Другое название - пурва-миманса ("первая миманса" - в отличие от собственно веданты, которая называется уттара-миманса, т. е. "последняя миманса"). Основана Джаймини. Исходя из абсолютного значения ведийского ритуала и отрицая безусловную ценность мокши ("освобождения") и религиозного отшельничества, а также существования Бога-творца и управителя Вселенной, миманса утверждала идеал сравнительно более деятельной жизни и способствовала складыванию социальной системы индуизма.