Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 34

Диалектические законы, названные нами "сквозными методологиями" педагогической интеграции, преломляются в целом ряде идей (принципов, положений и т.д.) общенаучного и частнонаучного характера. Так, на общенаучном уровне к числу таковых можно отнести положение, впервые сформулированное А.А.Богдановым, ставшей позднее одним из центральных постулатов системознания и кибернетики: законы организации системы едины для любых объектов. Указанное положение служит эвристической основой, объясняющей действие экстраполятивных процессов, осуществляемых в ходе решения тех или иных интегративно-педагогических задач. В качестве эвристического основания педагогической интеграции может выступить известный кибернетический принцип достаточного и необходимого разнообразия. Основываясь на нем, субъект интегративно-педагогической деятельности способен определить верхнюю границу степени схожести стартовых компонентов интеграции. Значительным эвристическим потенциалом относительно осуществления интеграционных процессов в педагогике обладает психологический закон структуры (В.Келер): все процессы нашего поведения, как и наше восприятие, не складываются просто как сумма из отдельных элементов, а напротив, и наше действие, и наше восприятие представляют собой известное целое, свойствами которого определяется функция и значение каждой отдельной части, входящей в его состав (81.С.39). Эвристическую функцию могут выполнить в нашем случае те или иные формы биогенетического закона (закона рекапитуляции, закона С.Холла): индивидуальное развитие повторяет видовое развитие, в том числе духовное. Со своей стороны, добавим: точно так же видовое развитие определяется во многом его индивидуальным развитием. В целом же получим закон взаимообусловленности и интеграции индивидуального и видового развития в образовательно-воспитательном процессе. Из него следует интегративно-глобальная роль педагогики относительно развития, становления и формирования человека, а именно: педагогика не может быть ограничена в своих действиях личностью, конкретным индивидуумом; она призвана иметь дело со всем человеком, взятым во всем многообразии своих онтогенетических и филогенетических проявлений.

Страницы: 30 31 32 33 34 35 36 37 38

ЧЫОНГШОН (Аннамские горы) , на востоке п-ова Индокитай, во Вьетнаме и Лаосе. Ок. 1300 км. Высота до 2711 м. На восточных склонах - влажные тропические и хвойные леса, на западе - листопадные леса и саванны.

ЕКАТЕРИНА МЕДИЧИ (Catherine de Medicis) (1519-89) , французская королева с 1547, жена Генриха II. В значительной мере определяла государственную политику в период правления сыновей: Франциска II (1559-60), Карла IX (1560-1574), Генриха III (1574-89). Одна из организаторов Варфоломеевской ночи.

ЯДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНСТИТУТ (ИЯИ) РАН , организован в 1971 в Москве. Исследования по ядерным реакциям, физике электронов высоких энергий и др.