Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 34
Диалектические законы, названные нами "сквозными методологиями" педагогической интеграции, преломляются в целом ряде идей (принципов, положений и т.д.) общенаучного и частнонаучного характера. Так, на общенаучном уровне к числу таковых можно отнести положение, впервые сформулированное А.А.Богдановым, ставшей позднее одним из центральных постулатов системознания и кибернетики: законы организации системы едины для любых объектов. Указанное положение служит эвристической основой, объясняющей действие экстраполятивных процессов, осуществляемых в ходе решения тех или иных интегративно-педагогических задач. В качестве эвристического основания педагогической интеграции может выступить известный кибернетический принцип достаточного и необходимого разнообразия. Основываясь на нем, субъект интегративно-педагогической деятельности способен определить верхнюю границу степени схожести стартовых компонентов интеграции. Значительным эвристическим потенциалом относительно осуществления интеграционных процессов в педагогике обладает психологический закон структуры (В.Келер): все процессы нашего поведения, как и наше восприятие, не складываются просто как сумма из отдельных элементов, а напротив, и наше действие, и наше восприятие представляют собой известное целое, свойствами которого определяется функция и значение каждой отдельной части, входящей в его состав (81.С.39). Эвристическую функцию могут выполнить в нашем случае те или иные формы биогенетического закона (закона рекапитуляции, закона С.Холла): индивидуальное развитие повторяет видовое развитие, в том числе духовное. Со своей стороны, добавим: точно так же видовое развитие определяется во многом его индивидуальным развитием. В целом же получим закон взаимообусловленности и интеграции индивидуального и видового развития в образовательно-воспитательном процессе. Из него следует интегративно-глобальная роль педагогики относительно развития, становления и формирования человека, а именно: педагогика не может быть ограничена в своих действиях личностью, конкретным индивидуумом; она призвана иметь дело со всем человеком, взятым во всем многообразии своих онтогенетических и филогенетических проявлений.
АМЕТРОПИЯ (от греч . ametros - несоразмерный и ops - глаз), нарушение рефракции (преломляющей способности) глаза в форме близорукости или дальнозоркости.
ОСТЕОСИНТЕЗ (от остео ... и синтез), операция соединения отломков костей при переломах с помощью специальных фиксирующих средств (гвозди, винты, костные пластинки и др.).
ГУРВИЧ (Gurvitch) Георгий Давидович (1894-1965) , социолог. Эмигрировал из России в 1921; с 1948 профессор Сорбонны. Разрабатывал общесоциологическую концепцию - т. н. диалектический гиперэмпиризм.