Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 35

Факторы педагогической интеграции в некотором смысле выступает в качестве производных величин ее оснований. Если основания обусловливают (или объясняют) потенциальную возможность осуществления интеграционных процессов, то факторы способны прямо влиять на них. "Факторы,- указывает А.Я.Найн,- непосредственно связаны с процессом функционирования какого-либо явления. В самом общем плане "фактор" выступает как активный элемент воздействия на процесс того или иного развития ." (335. С.43).

Понятие "фактор" имеет достаточно широкое применение в науке, в том числе при описании объединительных явлений. Например, А.Н.Аверьянов выделяет внешние и внутренние системообразующие факторы. В частности к последним он относит общность природного качества элемента, взаимодополнение, факторы индукции, постоянные, стабилизирующие факторы и др. (3. С.49-63). В.И.Николаев и В.М.Брук описывают системосозидающие и системоразрушающие факторы (346. С.11-12). Имеются указания на наличие "интегральных факторов", к которым исследователи относят "важнейшие черты" современного этапа развития науки: углубляющуюся диалектизацию и теоритизацию научного знания, повышение его формализации, усиление математизации, экологизации, космизацию науки ( 114. С.54-55). Внешние и внутренние факторы научной интеграции выделяют Б.М.Кедров, П.В.Смирнов и Б.Г.Юдин. "Взаимосвязь наук,- пишут они,- обусловливает прежде всего двумя основными факторами. Первый из них представляет различные потребности общественного целого, отдельных его элементов и в особенности . потребности индустрии, сельского хозяйства, сферы управления и т.д. Второй складывается из "идейных" потребностей, возникающих в недрах самой науки" В свою очередь содержание внешних (внешненаучных) факторов определяется запросами и требованиями практики, внутренних (внутринаучных) факторов - потребностями самих дисциплин (312. С.3).

Оба типа факторов фигурируют и в педагогических работах. Так, Г.И.Батурина, характеризуя "объективные факторы интегративных процессов в педагогической науке и практике" указывает на ряд внешненаучных факторов: расширение социальных функций школы, системы образования в целос; необходимость создания целостного учебно-воспитательного процесса. В требовании создания научно обоснованной системы целенаправленного управления процессом формирования личности просматриваются моменты, свидетельствующие о его внутреннем характере (30). Целую систему внутринаучных и внешненаучных факторов интеграции знаний в педагогике выстраивает В.И.Загвязинский (158, 159. С.69-70). К числу первых относятся следующие тенденции развития педагогической науки:

Страницы: 31 32 33 34 35 36 37 38 39

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен (1857-1939) , французский этнограф и психолог. Создал теорию господства "дологического мышления" в общественном сознании первобытной эпохи.

ГРАВИТАЦИОННЫЙ РАДИУС , в теории тяготения радиус rгр сферы, на которой сила тяготения, создаваемая массой m, лежащей внутри этой сферы, стремится к бесконечности; rгр = 2mG/c2, где G - гравитационная постоянная, с - скорость света в вакууме. Гравитационные радиусы обычных небесных тел ничтожно малы, напр. для Солнца rгр ? 3 км, для Земли ? 0,9 см. Если тело сожмется до размеров, меньших его гравитационного радиуса, то никакое излучение или частицы не смогут преодолеть поле тяготения и выйти из-под сферы радиуса rгр к удаленному наблюдателю. Такие объекты называют черными дырами.

АВСТРО-ИТАЛЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1848-1849 , за освобождение итальянских государств от австрийского господства; началась в ходе революций в итальянских государствах 1848-49. После поражений итальянской армии при Кустоце (25 июля 1848), у Мортары (21 марта 1849) и Новары (23 марта 1849) австрийские войска вновь оккупировали Ломбардо-Венецианскую обл., освобожденную из-под власти Габсбургов во время итальянской революции.