Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 39

7-9. Внешние внутринаучные системосозидающие факторы выражают собой основные тенденции развития современной науки, которые так или иначе связаны с осуществлением в ней интеграционных процессов и которые оказывают достаточно сильное стимулирующее воздействие на объединительные процессы, имеющие место в составе педагогического знания. Например, по мнению А.В.Усовой, "межпредметные связи есть отражение связей между науками, основы которых изучаются в школе, в содержании учебного материала, в его структуре и методах преподавания". Далее она прямо указывает на то, что "одним из ведущих факторов, обусловливающих повышение внимания к реализации межпредметных связей в процессе обучения в последние десятилетия, является процесс взаимного проникновения наук, их интеграция ." (412. С.115) М.А.Берулава пишет о корреляции между интеграцией научных знаний, а также науки, техники и производства и развитием тенденций интеграции содержания образования (47. С.10).

10-12. Внешние внутринаучные системоразрушающие факторы отражают реальное положение вещей в области дифференциации и дезинтеграции научного знания, в результате чего происходит как появление множества новых дисциплин, так и разрушение (распад) старых. Эти явления, как и выше описанные, хорошо коррелируют с соответствующими процессами в педагогике, инициируя тем самым в соответствии с принципом "от противного" усиление интеграционных процессов в научно-педагогической области.

13. Расширение социальных функций образования и объектно-предметной сферы педагогической деятельности означает усиление влияния первого на все сферы социальной действительности: образование наряду со своими специфическими функциями начинает решать задачи, выходящие за их рамки.Например, непосредственной функцией образования становятся "народно-хозяйственная функция" (В.Н.Турченко), функция обеспечения национальной безопасности. Так, у американцев почти синонимами стали понятия "национальная безопасность" и "национальное образование". "Если бы качество образования диктовалось нам какой-то другой нацией,- говорится в одном из докладов американскому конгрессу - это рассматривалось бы как военное действие" (29. С.7). Изменение функции образования приводит к изменению традиционно складывающейся ситуации, при которой оно играло роль переменной величины, выражающей те или иные запросы социально-экономического развития. В целом не теряя функции "отражателя" общественных потребностей, образование все больше начинает играть роль равноправного партнера по отношению к другим составляющим социума. В частности это касается производства: образование перестает быть функциональным придатком последнего, развитие которого все чаще определяется не рыночным спросом, а уровнем предлагаемых образовательных услуг. Расширение социальных функций образования не может осуществляться без расширения объектно-предметной сферы педагогической деятельности. Например, речь может здесь идти о появлении принципиально ее новых видов, таких, как педагог-правовед, педагог-экономист и др.

Страницы: 35 36 37 38 39 40 41 42 43

ЦУКЕРМАН Вениамин Аронович (1913-93) , российский рентгенотехник, основатель отечественной импульсной рентгенографии. Автор первых работ по рентгенографическому исследованию явлений взрыва и детонации. Создатель оригинальной рентгенотехники. Ленинская премия (1960). Государственная премия СССР (1946, 1949, 1955, 1978).

ГОРАЦИЙ Квинт Гораций Флакк (Quintus Horatius Flaccus) (65 - 8 до н . э.), римский поэт. В сатирах, лирических "одах", посланиях философские рассуждения, наставления житейско-философского характера в духе эпикуреизма и стоицизма. Трактат "Наука поэзии" стал теоретической основой классицизма. Знаменитый "Памятник" Горация породил множество подражаний (Г. Р. Державин, А. С. Пушкин и др.).

КОЗЛОДУЙ , город в Болгарии, на Дунае. 13 тыс. жителей (1985). Вырос в связи со строительством первой болгарской АЭС "Козлодуй".