Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграцииСтраница 14
Анализ указанных источников позволил нам сделать следующие выводы: 1. В научной, в том числе научно-педагогической, литературе накоплен достаточно богатый опыт исследования проблем интеграции, свидетельствующий о наличии широкой источниковой базы их анализа в условиях превращения интеграционных процессов в ведущую закономерность развития образовательной теории и практики. 2. Несмотря на большое количество интегративнопедагогических исследований, их совокупный коэффициент полезного действия не обладает достаточной и необходимой степенью эффективности в силу ряда причин. Во-первых, преобладают работы, отражающие непосредственные запросы практики, что умаляет их опережающую роль по отношению к ней, а, следовательно, и их научную значимость.
Во-вторых, в стремлении как можно скорей достичь прикладных результатов, ученые забывают о первой половине исследовательского пути - движении "от нерасчлененного конкретного, от сущего, от "ставшей" действительности к построению простейших абстракций - кирпичиков будущей теории" (Г.В.Воробьев). Например, лишь в 4-5 исследованиях из обнаруженных нами в "Книжной летописи" за 1990-91 гг. .)-ти интегративно-педагогических работ анализируются с той или иной мерой глубины вопросы сущностно-категориального обеспечения педагогической интеграции.
В-третьих, наблюдается дисбаланс в структуре интегративно- педагогических исследований в том смысле, что 60-65% из них посвящены проблема содержательной интеграции и интегративных форм организации обучения, 25-30% - вопросам институционального синтеза, оставшиеся 5-10% - прочим проблемам педагогической интеграции.
В-четвертых, вне внимания массового исследователя остается область научно-педагогической интеграции. Смело вторгаясь в сферу решения проблем интегрирования инонаучного знания (например, техникознания), что вызывает даже беспокойство у науковедов (Л.С.Сычева), педагоги, как правило старательно обходят стороной интеграционные процессы, протекающие в "теле" самой педагогической науки. Это при том, что именно здесь сегодня накплен "клубок" острейших интегративно-педагогических проблем, от разрешения которых зависит само существование педагогики как самостоятельной автономной дисциплины. Кроме того, в наиболее чистом виде интеграция проявляется именно на уровне "гносеологии систем", где она, протекая в форме синтеза знаний, в меньшей степени подвержена воздействию внешних "шумов" социокультурного характера, что создает благоприятные условия для ее анализа.
РЕЙСНЕР Лариса Михайловна (1895-1926) , русская писательница. Сестра И. М. Рейснера. В годы Гражданской войны боец, политработник Красной Армии. Книги очерков ("Фронт", 1924; "Уголь, железо и живые люди", 1925).
ЕФИМОВ Алексей Владимирович (1896-1971) , российский историк, член-корреспондент АН СССР (1939). Основные труды по истории США в новое время, истории русских географических открытий, дипломатии, общим проблемам исторической науки. Государственная премия СССР (1942).
ЖАМОЙДА Александр Иванович (р . 1921), российский геолог, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987). Труды по стратиграфии, палеонтологии, региональной геологии.