Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции
Страница 14

Анализ указанных источников позволил нам сделать следующие выводы: 1. В научной, в том числе научно-педагогической, литературе накоплен достаточно богатый опыт исследования проблем интеграции, свидетельствующий о наличии широкой источниковой базы их анализа в условиях превращения интеграционных процессов в ведущую закономерность развития образовательной теории и практики. 2. Несмотря на большое количество интегративнопедагогических исследований, их совокупный коэффициент полезного действия не обладает достаточной и необходимой степенью эффективности в силу ряда причин. Во-первых, преобладают работы, отражающие непосредственные запросы практики, что умаляет их опережающую роль по отношению к ней, а, следовательно, и их научную значимость.

Во-вторых, в стремлении как можно скорей достичь прикладных результатов, ученые забывают о первой половине исследовательского пути - движении "от нерасчлененного конкретного, от сущего, от "ставшей" действительности к построению простейших абстракций - кирпичиков будущей теории" (Г.В.Воробьев). Например, лишь в 4-5 исследованиях из обнаруженных нами в "Книжной летописи" за 1990-91 гг. .)-ти интегративно-педагогических работ анализируются с той или иной мерой глубины вопросы сущностно-категориального обеспечения педагогической интеграции.

В-третьих, наблюдается дисбаланс в структуре интегративно- педагогических исследований в том смысле, что 60-65% из них посвящены проблема содержательной интеграции и интегративных форм организации обучения, 25-30% - вопросам институционального синтеза, оставшиеся 5-10% - прочим проблемам педагогической интеграции.

В-четвертых, вне внимания массового исследователя остается область научно-педагогической интеграции. Смело вторгаясь в сферу решения проблем интегрирования инонаучного знания (например, техникознания), что вызывает даже беспокойство у науковедов (Л.С.Сычева), педагоги, как правило старательно обходят стороной интеграционные процессы, протекающие в "теле" самой педагогической науки. Это при том, что именно здесь сегодня накплен "клубок" острейших интегративно-педагогических проблем, от разрешения которых зависит само существование педагогики как самостоятельной автономной дисциплины. Кроме того, в наиболее чистом виде интеграция проявляется именно на уровне "гносеологии систем", где она, протекая в форме синтеза знаний, в меньшей степени подвержена воздействию внешних "шумов" социокультурного характера, что создает благоприятные условия для ее анализа.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18

НЕФТЕКАМСК , город (с 1963) в Российской Федерации, Башкирия, на р. Кама. Железнодорожная станция. 110,5 тыс. жителей (1991). Добыча нефти (Арланское месторождение). Заводы: автосамосвалов, "Башсельхозмаш" и др.; ПО искусственных кож; пищевая промышленность.

ВУДВОРД (Woodward) Роберт Бернс (1917-79) , американский химик-органик, иностранный член АН СССР (1976). Осуществил синтез многих биологически активных веществ (хинин, кортизон, хлорофилл, витамин В12 и др.). Установил строение ферроцена (1952, совместно с Дж. Уилкинсоном). Сформулировал ряд правил, используемых в структурной химии. Совместно с Р. Хофманом разработал правила, предсказывающие реакционную способность органических соединений (правила Вудворда - Хофмана, 1965). Нобелевская премия (1965).

ИЗВИЦКАЯ Изольда Васильевна (1932-71) , российская актриса. В кино с 1955. Снималась в фильмах: "Сорок первый" (1957), "Живые и мертвые", "Неповторимая весна"(1957), "Вызываем огонь на себя" (телефильм, 1965), "По тонкому льду" (1966), "Каждый вечер в одиннадцать" (1969) и др.